Новинка
(КНИГА О МОСКВЕ)
Год русского языка
(СПАСИТЕ «ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ»)
Юбилеи
(РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ – 250)
Юбилеи
(ДЕСЯТИЛЕТИЕ)
Год ребёнка
(НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ)
Выставки
(С ЛЮБОВЬЮ И ВЕРОЙ)
Былое
(«…И ПЯТЬ ПУДОВ ЛЮБВИ»)
История и современность московских окраин
(ПО СТАРОЙ КАЛУЖСКОЙ ДОРОГЕ)
Музеи
(ЧАЙКОВСКИЙ И МОСКВА)
Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. СЕНТЯБРЬ)
Проблема
(КАК ПОМОЧЬ ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ)
Очаги культуры
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЮНОСТЬ СТОЛИЦЫ)
Очаги культуры
(ЖАЛЬ, ТУРГЕНЕВ НЕ ПРИШЁЛ…)
Культ личностей
(КОМПОЗИТОР, УМЕЮЩИЙ ВЫЗЫВАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ)
Культ личностей
(АКТЁР РЕДКОГО ОБАЯНИЯ)
Очаги культуры
(ЕЩЁ ОДИН ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР)
Глазами художника
(ЧУДЕСА ПОД НОГАМИ)
|
АКТЁР РЕДКОГО
ОБАЯНИЯ
Ирина НОВИЧКОВА
Есть актёры, чья слава никогда не меркнет: достаточно лишь увидеть их на сцене, чтобы сохранить яркое впечатление надолго, на всю жизнь.
Таков народный артист России Михаил Михайлович Державин. Кажется, что для него не существует каких-либо актёрских границ, настолько он самодостаточен в том, что играет, и настолько самобытен в том, как он играет каждую из своих ролей. Недавно этот один из самых блистательных актёров современности стал лауреатом театральной премии "Хрустальная Турандот" в самой почётной номинации - "За долголетнее и доблестное служение театру", с чем мы его и поздравляем.
Вот уже четыре десятилетия Михаил Державин служит в Московском академическом театре сатиры и почти полвека - театральному искусству. Сегодня он выходит на сцену этого театра в спектаклях "Таланты и поклонники" А.Островского (Нароков), "Орнифль" Ж.Ануя (Маштю), "Счастливцев-Несчастливцев" Г.Горина (Счастливцев), в театральной фантазии С.Коковкина по рассказу Ф.Искандера "Привет от Цюрупы!" (Американец), фантазии А.Колгана и А.Жигалкина по мотивам Я.Гашека "Швейк, или Гимн идиотизму" (Генерал), в феерическом обозрении истории Театра сатиры "Нам всё ещё смешно"… А зрители старшего поколения до сих пор с теплотой вспоминают легендарный телевизионный "Кабачок 13 стульев" с его участием.
В последнее время в галерее созданных М.Державиным ярких, незабываемых образов появился ещё один. Это роль Князя Пантиашвили в премьерном спектакле "Ханума" - классической комедии грузинского драматурга Авксентия Цагарели, написанной в 1882 году, с музыкой, претворяющей грузинские народные интонации, национальными легендами и тостами, полными своеобразного юмора. Этот проект "Театрального дома Миллениум", осуществлённый при поддержке Правительства города Москвы, стал роскошным подарком столичной театральной публике.
В основе сюжета - весёлая запутанная интрига: две свахи - Ханума и Кабато - соперничают между собой, стремясь женить когда-то богатого, но разорившегося Князя. Он кругом в долгах, и, делать нечего, хоть и жаль ему свободы, придётся жениться на какой-нибудь богатой невесте. Кабато, мечтая быть главной свахой, строит всяческие препоны Хануме. Однако Ханума уверена, что "с той поры, как создан свет, лучше свахи в мире нет"…
Режиссёру-постановщику спектакля Роберту Манукяну удалось глубоко и в то же время современно прочесть и воплотить знаменитую комедию, найти свои условия актёрской игры и принципы сценического решения, осуществлённого в творческом содружестве с хореографом Е.Дружининым, художниками-сценографистами А.Глебовой и В.Мартиросовым, музыкальным продюсером В.Матецким, художником по костюмам Е.Акимовой и постановщиком танцев Д.Цигнадзе. Занятые в спектакле вместе с Михаилом Державиным народные артисты России Роксана Бабаян (Ханума), Людмила Чурсина (Текле), Ольга Волкова (Ануш), Дмитрий Харатьян (Акоп), заслуженная артистка России Юлия Рутберг (Кабато) составили великолепный ансамбль актёрских индивидуальностей.
Режиссёр Р.Манукян услышал в этой музыкальной пьесе отзвук народной души, сделав песенно-танцевальное начало определяющим лирическим элементом спектакля. Его герои поют, танцуют и ведут любовные интриги (а любовь, по-прежнему остающаяся главной темой искусства, как известно, никогда не бывает скучной). Спектакль "Ханума", лёгкий, весёлый и очень динамичный, по-настоящему захватывает. Зажигательный танец постоянно врывается в действие, задавая ему стремительный темп и создавая радостное, праздничное настроение. И этот положительный заряд спектакля также не может не привлекать.
Михаил Державин дал интервью нашему журналу.
- Михаил Михайлович, расскажите, пожалуйста, о Вашей совместной работе с режиссёром Робертом Манукяном.
- Это - замечательный режиссёр, который, на мой взгляд, удивительно впитал в себя всё лучшее, что существует в сегодняшнем русском театре, хотя он житель Тбилиси и режиссёр Тбилисского театра. Кажется, что он знает буквально всё и об актёрском искусстве, и о том, что происходит в нашем современном театральном мире. С ним было интересно работать. Помимо того, что он большой выдумщик, он ещё и очень музыкальный режиссёр и актёр. Он настолько совершенно знает спектакль, что иногда (когда вдруг кто-то неожиданно заболеет) быстро гримируется и заменяет в спектакле не только мужчин, но и женщин, что, как мне кажется, делает его яркой фигурой среди современных режиссёров бывшего Советского Союза. Поэтому не удивительно, что с ним согласились поработать и поучаствовать в этом спектакле великолепные актёры, которые на сегодняшний день являются очень востребованными.
- Как известно, праздничность, театральность, любовь к форме (нередко острой, но всегда внутренне оправданной), разнообразие жанров, характерность, смелость актёрских работ - всё это черты вахтанговцев. Вы считаете себя приверженцем именно этой школы?
- Мне по-другому просто и нельзя говорить, поскольку я родился в театральной семье, мой папа был ведущим артистом Театра Вахтангова. Все знаменитые вахтанговцы, первые исполнители спектакля "Принцесса Турандот" были моими учителями: сначала в Театральном училище имени Бориса Васильевича Щукина, а потом и в Театральном институте. И сейчас я выхожу из своего подъезда, а следующий подъезд - это Щукинский театральный институт.
Когда меня привезли из родильного дома, то меня встречали все первые исполнители спектакля "Принцесса Турандот"… Поэтому мне ничего другого и не оставалось, как, окончив школу, перейти в соседний подъезд и поступить в Театральный институт имени Б.В.Щукина.
- Среди тех ролей, которые Вы играете сегодня в спектаклях Театра сатиры, есть ли такие, которые Вам особенно дороги?
- Должен признаться, я такой актёр, что всё, что мне предлагалось когда-либо, мне всегда было интересно сыграть. И, когда мне давали какую-то роль, назначали в уже идущий или в новый, премьерный спектакль, я никогда не отказывался. Поэтому каждая сыгранная роль для меня по-своему интересна.
С тех пор, как я перешёл в Театр сатиры (а это случилось в конце 1967 года), я сыграл здесь множество ролей. Среди них были и классические роли, и роли в пьесах, написанных современными авторами. Мне в этом отношении повезло. Сегодня я, например, играю Епиходова в спектакле "Вишнёвый сад", завтра - Скалозуба в "Горе от ума" или Тартюфа в одноимённом спектакле по Мольеру, а на следующий день - Бобчинского в "Ревизоре"… Актёр растёт, играя самые разные, контрастные роли. Интересно играть именно такие роли и встречаться с новыми режиссёрами.
- К.С.Станиславский в своё время писал, что счастье - в работе и в искусстве, в постижении его… Ощущаете ли Вы себя в этом смысле счастливым человеком?
- Наверное, каждый человек счастлив, когда занимается любимым делом. Артист театра - особая, совершенно уникальная профессия… А что касается моего личного пребывания на этой земле, то я счастлив, что родился в театре, в театральной семье, и что продолжаю жить и работать в нём. Когда же зрители в конце спектакля аплодируют, поднимаются на сцену с цветами или даже когда ты просто видишь их сияющие глаза, думаю, что это, действительно, и есть настоящее, большое счастье…
- Какие качества в актёре Вы более всего цените?
- Знаете, когда Станиславский уже прощался с жизнью, Вениамин Захарович Радомыслинский, тогда ещё молодой человек, а впоследствии ректор Театрального института МХАТ, задал ему вопрос: "Константин Сергеевич, приятно ли Вам, что Леонтьевский переулок переименован в улицу Станиславского?". Станиславский ответил: "Вообще-то, конечно, приятно, но неудобно: Леонтьев - мой дядя". Затем последовал почти аналогичный Вашему вопрос, на который Константин Сергеевич заметил: "Главное для артиста - обаяние, но что это такое - я не знаю"…
Актёр редкого сценического обаяния, Михаил Державин в каждом спектакле, выходя на сцену, утверждает своим искусством великую школу русского театра, магию его воздействия на зрителя, всегда остающуюся в чём-то неразгаданной.
|