Главная     Редакция     Архив     9(49)/2007  
 

Новинка
(КНИГА О МОСКВЕ)


Год русского языка
(СПАСИТЕ «ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ»)


Юбилеи
(РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ – 250)


Юбилеи
(ДЕСЯТИЛЕТИЕ)


Год ребёнка
(НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ)


Выставки
(С ЛЮБОВЬЮ И ВЕРОЙ)


Былое
(«…И ПЯТЬ ПУДОВ ЛЮБВИ»)


История и современность московских окраин
(ПО СТАРОЙ КАЛУЖСКОЙ ДОРОГЕ)


Музеи
(ЧАЙКОВСКИЙ И МОСКВА)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. СЕНТЯБРЬ)


Проблема
(КАК ПОМОЧЬ ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ)


Очаги культуры
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЮНОСТЬ СТОЛИЦЫ)


Очаги культуры
(ЖАЛЬ, ТУРГЕНЕВ НЕ ПРИШЁЛ…)


Культ личностей
(КОМПОЗИТОР, УМЕЮЩИЙ ВЫЗЫВАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ)


Культ личностей
(АКТЁР РЕДКОГО ОБАЯНИЯ)


Очаги культуры
(ЕЩЁ ОДИН ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР)

Глазами художника
(ЧУДЕСА ПОД НОГАМИ)

РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. СЕНТЯБРЬ

Пётр БАРАНОВСКИЙ

Современное название этого месяца происходит от латинского слова september - "седьмой". После календарной реформы Юлия Цезаря, сохранив своё наименование, он стал 9-м месяцем - из-за того, что начало года передвинулось на 2 месяца назад, т. е. с марта на январь.

В Древней Руси, когда в 1492 году великий князь Иоанн III приказал по примеру Византии отмечать Новолетие в день памяти святого Симеона Столпника ("Семёна-летопроводца"), сентябрь стал первым месяцем. "Семёнов день" (I-го сентября по старому стилю, 14-го - по новому) считался на Руси судным днём. В этот день разбирались царём дела, которые не могли разрешить наместники, приказчики и городовые. При этом каждому челобитчику надо было явиться на суд вовремя, поскольку не пришедший считался виновным, пришедший же получал от царя "правую грамоту".
     На Семёнов день, совпадающий с древним праздником славянского Бел бога, было принято устраивать шутливые похороны мух и тараканов. Похороны совершали девушки, вырезавшие специально из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики они сажали заранее пойманных мух, закрывали их и с шутливой торжественностью, плачем и причитаниями выносили из избы, чтобы предать насекомых земле. Остальных мух выпроваживали для участия в траурной процессии полотенцем или штанами (считалось, что штанами надёжней), при этом, размахивая полотенцем или штанами, приговаривали: "Муха по мухе, летите мух хоронить". С изгнанием мух была связана примета: "Убить муху до Сёмина дня - народится семь мух; убить после Сёмина дня - умрёт семь мух".
     В день Новолетия в седую старину происходил также обряд "пострижения" или "сажания на коня". Суть этого обряда заключалась в том, что мальчикам, возраст которых приближался к четвёртому году, выстригались волосы на темени, и мать прятала эту выстриженную прядь в ладанку. Затем ребёнка выводили во двор, где отец сажал его на объезженного коня.
     Центральная роль в Новолетии, начиная с самых древних времён, отводилась огню. Наши предки когда-то считали, что огонь был третьим братом Солнца и Молнии и соответственно третьим сыном Неба и Земли. Огонь не только обогревал, освещал и защищал человека от хищных зверей, но и объединял вокруг себя людей. Огонь был священным, в его присутствии нельзя было ругаться, что нашло отражение в таких словах: "Сказал бы тебе… да нельзя: печь в избе!". С наступлением Нового года гасили старый огонь, который должен был унести с собой все прошлые грехи, и возжигали новый.
     На протяжении двух столетий (до 1700 года) старое лето (год) провожали на Руси в первый день осени, благодаря его за щедрый урожай, который был к этому времени уже почти собран. По церковному календарю и ныне Новый год (индикт) начинается в сентябре.
     Одно из самых древних славянских названий первого осеннего месяца - рюень (от глагола "реветь"). Оно связано с тем, что у сохатых начинается брачный период, во время которого они поднимают рёв. Другое название сентября - хмурень (не зря в народе появилось такое выражение: "смотреть сентябрём", т. е. быть хмурым). Кроме этих наименований, имелись и другие: вересень (это название сохранилось и до настоящего времени в украинском языке), вресень, рует, златоцвет, листопадник, дождезвон, северняк, рябинник, зоревник, зоревик.
     Сентябрь радует не только своим урожаем, но и кратким напоминанием о летних днях, которые в народе назвали "бабьим летом". Владимир Даль утверждал, что это название произошло потому, что в сентябре повсюду летают тонкие паутинки, напоминающие женские волосы. Другое объяснение указывает на то, что молодость женщины-крестьянки была такой же короткой, как эти тёплые дни между ушедшим летом и наступающими осенними холодами. Есть и ещё одно объяснение: женщины всё лето трудились не покладая рук, но с последним сентябрьским теплом можно было уже немного отдохнуть, так как горячая страдная пора осталась позади. По некоторым подсчётам это время длится 1 неделю, по другим - 2.
     Поскольку церковный год начинается в сентябре, то первым двунадесятым праздником богослужебного круга является Рождество Пресвятой Богородицы, которое празднуется 21 сентября. Это связано с тем, что Рождество Пресвятой Девы Марии стало первым предвестием грядущего спасения людей. В песнопениях и стихирах праздника поётся, что через Богородицу Небо соединилось с Землёй, и человек, отпавший через грех от Бога, снова приблизился к Нему.
     В народе праздник Рождества Пресвятой Богородицы именуют "Малой Пречистою" ("Большой Пречистою" называли праздник Успения, отмечаемый в августе). На Рождество в деревнях отмечался особый народный праздник, называемый "оспожинки". Это был фактически ещё один праздник урожая, продолжавшийся несколько дней. В так называемый поднесеньев день молодожёны приглашали в свой дом родню, давали обильное угощение, показывали своё хозяйство и просили "поучить их уму-разуму", терпеливо и смиренно выслушивая все наставления и замечания. Затем молодых обязательно приглашали к родителям, где все родственники со стороны мужа и жены участвовали в обряде обновления домашнего очага: старый огонь непременно гасили и возжигали новый (по аналогии с новогодним обрядом).
     Приближалось окончание полевых работ. Крестьяне в деревнях благодарили Богородицу - Небесную покровительницу земледелия, Подательницу урожая, Спорительницу хлебов - за собранный урожай и просили Её помощи на будущий год.
     27 сентября Православная церковь отмечает двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник связан с напоминанием о том, чему учили и чему наставляли верующих во Христа апостолы. Суть апостольского учения в том, что все блага как настоящей, так и будущей жизни являются прямым следствием крестного подвига воплотившегося Сына Божия. Причём эти блага простираются не только на человека, но и на всю природу и даже вселенную, которая будет обновлена в день всеобщего воскресения. До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божией любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих. В этом убеждает весь тысячелетний опыт Церкви. Так, например, крестным знамением освящается вода крещения, на литургии хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову и совершаются все таинства; крестом прогоняется злая сила. Крестное знамение охраняет человека от несчастий, привлекает к нему Божию помощь. Вот почему православные христиане так чтят святой Крест, делают на себе крестное знамение, носят нательный крест, крестом украшают свои дома и храмы.
     Поэтому так велико было желание святой равноапостольной Елены (матери императора Константина Великого) отправиться в IV веке в Иерусалим, чтобы найти тот самый Крест, на котором и был распят Иисус Христос. Эту величайшую святыню обнаружили под языческим капищем в земле. На этом месте в Иерусалиме была воздвигнута в VII веке церковь Вознесения. С момента обретения чудесным образом Креста Христова и был установлен праздник Воздвижения.
     На Руси существовала благочестивая традиция: в день Воздвижения Креста Господня воздвигать часовни и кресты. Было принято также устанавливать в этот праздник кресты на новостроящихся храмах. Для того чтобы оградить себя от всевозможных несчастий, в этот день совершались вокруг деревень крестные ходы. В праздник Воздвижения положен был однодневный пост - в память крестных страданий Спасителя. Народная мудрость предупреждала на этот счёт особо: "Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся!".
     Согласно старинному простонародному сказанию на Воздвижение происходит битва-бой между "честью" и "нечестью". Поднимаются в этот день 2 силы: правда и кривда, "свято" и "не свято". И начинается битва, от которой сотрясается мать сыра земля. Но вот воздвигается из недр её Свят Господень Крест - и вся вселенная начинает сиять, как солнце, принимая от него негаснущие лучи. И тут же тает пред этими лучами, как воск перед огнём, всё злое, всё нечистое.
     Воздвижение приносит на землю и первую весть о зиме. Народ, чуткий к слову, и здесь соединил с наименованием праздника зримые образы движения в пословицах и поговорках: "На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!", "На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!". Но настоящую весть о зиме приносит только Покров-батюшка, когда выпадает первый снег. По старинной народной примете считается, что "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает!", а зима на этот праздник "со бела гнезда сымается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу, хлебных пирогов поем, пива поотведаю, свадьбы сыграю-отпраздную!".
     Праздник Воздвижения издавна славился на Руси своими "капустницами". Во славу капусты народная мудрость сочиняла поговорки, прибаутки и загадки: "Щи да каша - пища наша!", "На Воздвиженье первая барыня - капуста!", "Шароватый, кудреватый, на макушке плешь, на здоровье съешь!". Существовало поверье, что выбирать капустные семена необходимо из кочанов или на Воздвижение, или на Благовещенье. "Ни Воздвиженской, ни Благовещенской капусты мороз не бьёт!", - наставляли старые люди, умудрённые опытом.
     В эту пору в деревнях каждый день устраивались коллективные рубки капусты. После окончания работы в том доме, где происходила её заготовка, устраивались и настоящие праздники - "капустенские вечорки", на которые девушки специально наряжались в лучшую одежду. Эти праздники длились 2 недели и заканчивались, когда вся капуста была порублена. Для молодёжи участие в капустных праздниках было подобием Масленицы. Во время "капустенских вечорок" парни высматривали себе невест, а девушки - женихов.
     Любимым женским праздником в сентябре был день мучениц за Христа - Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который отмечается в настоящее время 30 сентября. Есть глубокий смысл в том, что при всех календарных перестановках первый день сентября, ставший Днём знаний, и его последний день указывают нам на то, что существует великая и нерасторжимая связь между верой и знанием, как она существует в единстве дочерей, названных основными христианскими добродетелями, и их матерью Софией, означающей мудрость. В народе этот праздник называют "всесветными бабьими именинами", поскольку семьи были многодетными и в каждой из них могла найтись или Вера, или Надежда, или Любовь, или София. К тому же в народе отмечали не дни рождения, а день ангела - своего небесного покровителя.
     По народной традиции женщине полагалось в этот день немного поплакать - сперва о себе, затем о своих родных и близких - и только потом со спокойной душой приниматься за хозяйственные дела.