Главная     Редакция     Архив     9(49)/2007  
 

Новинка
(КНИГА О МОСКВЕ)


Год русского языка
(СПАСИТЕ «ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ»)


Юбилеи
(РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ – 250)


Юбилеи
(ДЕСЯТИЛЕТИЕ)


Год ребёнка
(НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ)


Выставки
(С ЛЮБОВЬЮ И ВЕРОЙ)


Былое
(«…И ПЯТЬ ПУДОВ ЛЮБВИ»)


История и современность московских окраин
(ПО СТАРОЙ КАЛУЖСКОЙ ДОРОГЕ)


Музеи
(ЧАЙКОВСКИЙ И МОСКВА)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. СЕНТЯБРЬ)


Проблема
(КАК ПОМОЧЬ ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ)


Очаги культуры
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЮНОСТЬ СТОЛИЦЫ)


Очаги культуры
(ЖАЛЬ, ТУРГЕНЕВ НЕ ПРИШЁЛ…)


Культ личностей
(КОМПОЗИТОР, УМЕЮЩИЙ ВЫЗЫВАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ)


Культ личностей
(АКТЁР РЕДКОГО ОБАЯНИЯ)


Очаги культуры
(ЕЩЁ ОДИН ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР)

Глазами художника
(ЧУДЕСА ПОД НОГАМИ)

"…И ПЯТЬ ПУДОВ ЛЮБВИ"

Карина ЗУРАБОВА

Узнаёте? "…Много разговоров о литературе, вид на озеро и пять пудов любви". Так А.П.Чехов аннотировал свою пьесу "Чайка". Всё это - и разговоры о литературе, и вид на озеро, и пуды любви - портрет усадьбы Мелихово, где, как известно, написана пьеса. Именно здесь открылась выставка "Вариации на тему любви" - немного шокирующая тема для тех, кто привык видеть в Чехове земского доктора в пенсне или классика - "обличителя мещанства и пошлости".

Об этом говорилось и на открытии выставки: Чехов - врач, Чехов - строитель школ, Чехов - писатель… но Чехов - влюблённый? Можно ли, стоит ли подходить к этому пространству так близко?
     Мы спокойно относимся к тому, что открытки с портретами "муз Пушкина" выходят массовыми тиражами, "женщины в жизни Бунина" или Пастернака тоже фигурируют в различных изданиях и кинофильмах - что поделаешь, звание классика обязывает к публичности. И А.П.Чехов, человек довольно скрытный и сдержанный, не избежал общей участи - в последнее время и о его жизни появляются волнующие исследования на тему любви. Значит, пора заняться этой темой людям компетентным и профессиональным, а главное - любящим Чехова, каковыми и являются работники литературных мемориальных музеев. Мелиховские "Вариации" войдут в программу подготовки к 150-летию писателя.
     Идея выставки принадлежит Юрию Александровичу Бычкову, работающему в Мелихове много лет, а создавали её всем миром: главный хранитель музея Ксения Абрамовна Чайковская, художник Борис Иванович Голубцов, фондовый отдел во главе с Анастасией Журавлёвой, директор Константин Александрович Бобков - и всем им очень помог материально председатель попечительского совета Михаил Абрамович Кисельбан.
     В день открытия выставки шёл дождь. Должно быть, Антон Павлович так проявлял своё отношение к этому событию. Когда ненадолго появлялось солнце, на аллеях мелиховской усадьбы спешили сфотографироваться пары новобрачных: в этот день, отмеченный тремя "счастливыми" семёрками, загсы трещали от желающих жениться. А ещё "совершенно случайно" открытие совпало с днём рождения Ксении Абрамовны Чайковской и с присвоением (действительно, незапланированным) директору музея К.А.Бобкова звания "Заслуженный работник культуры РФ".
     Один из гостей выставки, священник о.Александр, заметил в своём выступлении, что, на его взгляд, А.П.Чехов не был счастлив в любви. Счастливой любовь бывает, когда она исполняет заповеди, а не попирает их. Полемично прозвучали его слова и о том, что Чехов скорее учит тому, как не надо жить, - и как бы в подтверждение этих слов артистами театра "Экспромт" была разыграна сценка"Супруги", а при входе в зал посетители могли ознакомиться с провокационно-легкомысленными высказываниями писателя на тему женитьбы: "Женюсь на толстой купчихе и буду издавать толстый журнал", "Работается плохо. Хочется влюбиться, или жениться, или полететь на воздушном шаре", "У меня нет книг, мне нечего читать, я каменею от скуки - и кончится тем, что брошусь с мола в море или женюсь". И так далее в том же роде.
     Экспозицию можно назвать "Чехов в аллее Любви". Есть в Мелихове такая аллея, и фотография во всю стену являет нам молодого писателя Чехова, сидящего в обществе барышни на скамейке в аллее Любви. К фотографии ведёт "аллея" из прекрасных дам - неизвестных современниц писателя, а сами "вариации" представлены портретами 8-ми наиболее известных и талантливых его спутниц. Все они бывали в Мелихове.
     Выставка окончательно развеет миф о том, что А.П.Чехов, "певец сумеречных настроений", по слабости здоровья женщинами не интересовался и успехом у них не пользовался. Красивый ("Чехов - красавец", - написал в своих воспоминаниях Коровин), знаменитый, талантливый, ироничный, неотразимо обаятельный, Чехов любил "природу, литературу, красивых женщин" - и женщины от души отвечали ему взаимностью.
     Вот самая известная из чеховских красавиц - Лика Мизинова, прекрасная, как царевна-лебедь, она вошла в дом Чеховых ещё в 1889 году, а последнее письмо Чехова к ней - в 1900-м, незадолго до женитьбы: "Не забывайте обо мне, пишите хоть изредка. В письмах, как и в жизни, Вы очень интересная женщина". Их переписка лирична, бранчлива и остроумна, их отношения полны драматизма. Судьба Лики легла в основу "Чайки": несчастная любовь к известному беллетристу, попытки стать актрисой, внебрачный ребёнок, его смерть… Кстати, дочь Лики умерла после премьеры пьесы - сбылось по слову. Тогда принято было дарить фотографии с надписью - Лика подарила Антону Павловичу свой портрет с любовными стихами и пожеланием: "Пусть эта надпись вас скомпрометирует, я буду рада!", а Чехов - ей: "Добрейшему созданию, от которого я бегу на Сахалин".
     По дороге на Сахалин он говорил о ней: "У меня в Москве есть невеста. Только я вряд ли буду с ней счастлив. Уж очень она красивая". Её портрет стоял на столе мелиховского кабинета, и Чехов писал, что зайцы зимой прибегали в сад и заглядывали в окна, чтобы полюбоваться Ликой, красавицей.
     Вот Лидия Борисовна Яворская - "очень милая женщина" и актриса, "из которой, быть может, вышло бы что-нибудь, если бы она не была испорчена школой". "Она интеллигентна и порядочно одевается, иногда бывает умна" - чисто чеховская характеристика. Яворская играла в театре Корша. Она красиво падала перед Чеховым на колени, воздевала к небу руки и восклицала: "О великий! дивный! единственный!" - совсем как Аркадина в "Чайке".
     Её приятельница Татьяна Львовна Щепкина-Куперник - "миниатюрная коллега", писательница, поэтесса, переводчица. Э.Ростан считал её лучшей переводчицей своих пьес. Чехов писал ей: "Вы умны и бесконечно хитры" и приглашал в Мелихово в следующих выражениях: "Я буду в восторге, если Вы приедете ко мне, но боюсь, как бы не вывихнулись Ваши вкусные хрящики и косточки. Дорога ужасная, тарантас подпрыгивает от мучительной боли и на каждом шагу теряет колёса. Когда я в последний раз ехал со станции, у меня от тряской езды оторвалось сердце, так что я теперь уже не способен любить".
     На известной фотографии, названной им "Искушение святого Антония", Чехов с индифферентным видом отворачивается от искушающих его "бесов" - Яворской и Щепкиной-Куперник.
     Лидию Алексеевну Авилову, писательницу, которую знали Бунин и Толстой, прикованную к домашнему очагу мать семейства, чеховеды обычно недолюбливают, говорят, что мемуары свои она писала на старости лет и весь роман с Чеховым по мнительности выдумала. Но многочисленные рассказы писателя о мучительной любви к замужней женщине - да хотя бы "О любви", слова Бунина о том, что Чехов любил единственную женщину - Авилову, а главное, его письма говорят о том, что если отношения и выдуманы, то "выдуманы" обеими сторонами и что несбывшаяся любовь живёт порой дольше благополучно свершившегося романа.
     В последнем письме к ней, за полгода до смерти, он пишет: "Главное, будьте веселы, смотрите на жизнь не так замысловато; вероятно, на самом деле она гораздо проще. Да и заслуживает ли она, жизнь, которой мы не знаем, всех мучительных размышлений, на которых изнашиваются наши российские умы, - это ещё вопрос".
      "Антоновками" называла сестра Маша многочисленных поклонниц Антона Павловича, поджидающих его за воротами их ялтинской дачи. Должно быть, к ним поначалу относилась и Елена Михайловна Шаврова - она писала рассказы, обожала писателя Чехова и познакомилась с ним 15-летней девочкой. Чехов на протяжении многих лет читал её произведения, правил, хвалил, критиковал, помогал напечатать. В письмах называл её "многоуважаемая collega", а себя - "cher maitre". Звал завтракать в "Славянский базар". Писал: "Многоуважаемая коллега! Вы пишете, что хотите славы гораздо больше, чем любви; а я наоборот: хочу любви гораздо больше, чем славы. Впрочем, это дело вкуса".
     Художница Лидия Тимофеевна Дроздова - скромная барышня из Белгорода, подруга сестры писателя. Мария Павловна долго зазывала её в Мелихово и в конце концов пустила в ход неотразимый приём: "Неужели вы не хотите познакомиться с моим знаменитым братом?". Конечно, Дроздова приехала в Мелихово и познакомилась с ним. Чехов упоминает о ней в письмах к Маше: "Если Мария Тимофеевна у вас, то делаю ей реверанс".
     Ещё одна художница - Александра Александровна Хотяинцева - снимала дачу недалеко от Мелихова, приходила к Чеховым с этюдником, написала прелестный портрет Марии Павловны. Антон Павлович именовал её "великой художницей земли русской" и звал в Ниццу - она собралась и приехала туда, где он жил в Русском пансионе, поселилась там и рисовала весёлые шаржи на его обитателей. Эти картинки она потом назвала Чехиадой.
     И, наконец, "последняя страница жизни" - Ольга Леонардовна Книппер, предмет ревности и злословия, как и положено жене писателя. Вариантов сплетен много: "Она не любила Чехова, жила в Москве, когда он, один, больной, в Ялте…", "Чехов не любил её - женился от безысходности, предвидя, что скоро умрёт"… В 1898 году Чехов так пишет о своём первом впечатлении от актрисы Книппер (в роли царицы Ирины в спектакле Художественного театра "Царь Фёдор Иоаннович"): "Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность - так хорошо, что даже в горле чешется… лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину". Его состояние так явно, что встретившая его в это время на улице Шаврова восклицает: "Он полюбил - это любовь!". И спустя 3 года, 25 мая: "Милая мама, благословите, женюсь".
     7 июля 2007 года мы открыли в Мелихове ещё одного Чехова: не канонического, не прописного, не классически безупречного - живого.