Главная     Редакция     Архив     9(49)/2007  
 

Новинка
(КНИГА О МОСКВЕ)


Год русского языка
(СПАСИТЕ «ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ»)


Юбилеи
(РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ – 250)


Юбилеи
(ДЕСЯТИЛЕТИЕ)


Год ребёнка
(НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ)


Выставки
(С ЛЮБОВЬЮ И ВЕРОЙ)


Былое
(«…И ПЯТЬ ПУДОВ ЛЮБВИ»)


История и современность московских окраин
(ПО СТАРОЙ КАЛУЖСКОЙ ДОРОГЕ)


Музеи
(ЧАЙКОВСКИЙ И МОСКВА)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. СЕНТЯБРЬ)


Проблема
(КАК ПОМОЧЬ ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ)


Очаги культуры
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЮНОСТЬ СТОЛИЦЫ)


Очаги культуры
(ЖАЛЬ, ТУРГЕНЕВ НЕ ПРИШЁЛ…)


Культ личностей
(КОМПОЗИТОР, УМЕЮЩИЙ ВЫЗЫВАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ)


Культ личностей
(АКТЁР РЕДКОГО ОБАЯНИЯ)


Очаги культуры
(ЕЩЁ ОДИН ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР)

Глазами художника
(ЧУДЕСА ПОД НОГАМИ)

ПО СТАРОЙ КАЛУЖСКОЙ ДОРОГЕ

Елена ДРЁМОВА

У известного российского журналиста и писателя Льва Безыменского есть такие строки: "Города не ведут дневников, улицы не пишут воспоминаний, дома не оставляют мемуаров. Но их безмолвие - особый язык, понятный лишь тому, кто связал свою судьбу с судьбой города… Москвичу излишне объясняться в любви к Москве. Любовь эта естественна и понятна. Даже поездив по свету и увидев многие градостроительные знаменитости, не хочется заниматься сравнениями. Москва остаётся Москвой…". И у каждого из нас она своя: для кого-то - это улицы и переулки, бульвары и площади исторического центра города, для кого-то московские окраины - это бывшие сёла и деревни, находившиеся некогда за чертой города, а ныне прочно вошедшие в него, ставшие крупными московскими районами, история которых не менее интересна и увлекательна. Именно им и посвящена новая рубрика "История и современность московских окраин".

Некогда так называлась дорога в старинный русский город Калугу, проходившая от Калужских ворот Земляного города, существовавших с XVI века на месте современной Октябрьской площади столицы. Дорога эта, известная ещё с XIV века, была свидетелем отступления от Москвы войска крымского хана Казы-Гирея в 1591 году, в 1612-м - отрядов польского гетмана Ходкевича, в 1812-м - остатков армии французского императора Наполеона, а в годы Московской битвы 1941 - 1942 годов здесь проходили юго-западные рубежи обороны столицы. Ныне на месте старой Калужской дороги простирается Ленинский проспект - главная магистраль юго-запада Москвы, связывающая его с центром города, одна из самых длинных улиц столицы (протяжённость проспекта - почти 15 километров!).
     В XVI - XVII веках правая сторона Калужской дороги, над Москвой-рекой, была занята загородными дворами бояр, а по левой располагались владения Донского монастыря. Позже, в XVIII веке, в связи с расширением границ Москвы в пределах Камер-Коллежского вала, начальный отрезок дороги (сейчас - начало Ленинского проспекта до площади Гагарина) вошёл в городскую черту и стал именоваться Большой Калужской улицей. И хотя вплоть до начала XX века Большая Калужская оставалась улицей провинциальной, время вносило в её облик свои изменения: к деревянным домам небогатых купцов и простых горожан добавились выполненные из камня общественные здания, крупные училища, медицинские учреждения. В советский период Большая Калужская подверглась значительной реконструкции, была объединена с остальной частью древней Калужской дороги и превратилась в Ленинский проспект.
     Ленинский проспект сегодня - это сочетание исторических мест и архитектурных памятников прошлого с современными многоэтажными зданиями научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, гостиниц и крупных торговых центров, банков, ресторанов, жилых и общественных зданий.
     По правой стороне проспекта вслед за зданием гостиницы "Варшава" расположены многоэтажные современные здания Института стали и сплавов и Горного университета, построенные в 1970-х - 1980-х годах на месте находившихся здесь в XIX веке зданий Мещанских училищ. История их начинается с 1830 года, когда по инициативе Московского купеческого общества и на средства известных московских купеческих фамилий Хлебниковых, Куманиных, Алексеевых в бывших владениях помещиков Полторацких за Калужскими воротами было открыто Мещанское училище для детей-сирот мужского пола мещанского сословия с сиротским приютом, где дети получали низшее коммерческое образование, а также филиал коммерческого училища для детей купцов, дававшее среднее специальное образование. В 1840 году открылось женское отделение Мещанского училища, которое позже было объединено с мужским и получило название Мещанских училищ. Многие годы попечителем училищ был знаменитый русский меценат и один из создателей Третьяковской картинной галереи С.М.Третьяков.
     В одном из зданий училищ в середине XIX века жил известный русский художник-передвижник Н.В.Неврев, а в 1920-е годы - крупный советский учёный - академик И.М.Губкин. В 1918 году в бывших зданиях училищ была открыта Горная академия, расформированная позже на самостоятельные учебные заведения - Горный, Нефтяной институты, Институт стали и сплавов. В 1941 году здесь происходило формирование 1-й дивизии народного ополчения Ленинского района Москвы, которая прошла боевой путь от Москвы до Берлина.
     Подлинным украшением правой стороны Ленинского проспекта являются 2 замечательных памятника русского классицизма - Первая Градская и Голицынская больницы, архитектурные ансамбли которых гармонично сочетаются друг с другом.
     Голицынская больница - одно из лучших творений знаменитого русского архитектора М.Ф.Казакова - была построена в 1798 - 1801 годах на средства крупного дипломата, мецената и благотворителя князя Д.М.Голицына, завещавшего значительную сумму на устройство в Москве бесплатной больницы для бедных. Здесь были захоронены останки князя с надгробием в виде фигур двух женщин, олицетворяющих Щедрость и Веру (скульптор Ф.Г.Гордеев) и установлен его бюст работы австрийского скульптора Ф.Цунера. Больница была открыта в 1802 году. Первым директором её после ухода в отставку с поста вицеканцлера стал двоюродный брат Д.М.Голицына - князь А.М.Голицын. В больнице проходили бесплатное лечение все бедные москвичи и иностранцы, проживавшие в Москве. Врачи больницы явились инициаторами многих начинаний в области благотворительности и общественного здравоохранения. Так, в течение XIX века в ней открылись: глазное отделение под руководством офтальмолога П.Ф.Броссе, которое явилось прообразом основанной им позже первой в Москве глазной больницы; первая в России фельдшерская школа; одна из первых в Москве амбулатория для приходящих больных.
     При больнице в 1909 году было открыто двухэтажное здание первой в России бесплатной публичной картинной галереи, где экспонировались 477 картин русских и западноевропейских художников, большинство из которых составляли коллекцию самого основателя больницы князя Д.М.Голицына. В её левом флигеле часто останавливался у родственников своей жены (отец её работал в больнице врачом) композитор А.П.Бородин, который здесь создал оперу "Князь Игорь".
     Первая Градская клиническая больница была построена учеником М.Ф.Казакова - знаменитым русским архитектором О.И.Бове в 1828 - 1833 годах на территории бывшей усадьбы графа А.Г.Орлова и открыта в 1833 году как первая в истории Москвы городская больница общего значения (до неё все существовавшие больницы либо относились к различным ведомствам или общественным организациям, либо содержались на средства частных благотворителей). Больница была оборудована в соответствии с требованиями времени (в частности, в ней даже функционировал водопровод с паровой машиной). В 1906 году в больнице профессором И.П.Алексинским было создано первое хирургическое отделение, на базе которого впоследствии была сформирована крупная отечественная хирургическая школа, откуда вышли известные хирурги С.И.Спасокукотский, А.Н.Бакулев и др. В 1909 году больница стала клинической базой для Высших женских курсов. Окончательно ансамбль Первой Градской больницы оформился в начале XX века. А в советское время Голицынская и Первая Градская больницы были объединены в Городскую клиническую больницу № 1 имени Н.И.Пирогова (теперь - Первая Градская больница, одно из крупнейших многопрофильных медицинских учреждений Москвы).
     За архитектурными ансамблями Первой Градской и Голицынской больниц и далее широкой полосой вдоль Москвы-реки раскинулся массив старинного Нескучного сада, объединившего в XIX веке бывшие садово-парковые ансамбли усадеб московской знати - князей Голицыных, Трубецких и горнозаводчика Демидова. Ныне это - часть Центрального парка культуры и отдыха имени М.Горького. История его уходит в XVIII век…
     Для уральского горнозаводчика П.Демидова, приобретшего здесь в 1756 году огромный земельный участок, по проекту архитектора П.Иеста был построен просторный дом и разбит ботанический сад с богатейшей коллекцией заморских растений. В конце XVIII века усадьба Демидова перешла к графу А.Г.Орлову-Чесменскому, фавориту императрицы Екатерины II. Знаменитый богач и хлебосол, он обустроил усадьбу для воскресных гуляний, торжеств и празднеств сотен гостей, прежде всего - именитой московской знати, с фейерверками, "морскими боями", конскими бегами, Воздушным театром. Все постройки напоминали о подвигах и победах графа, а великолепный сад поражал обилием искусно созданных дорожек, холмов, долин, обрывов, беседок и купален. Как утверждали современники, "соскучиться в Нескучном было невозможно"…
     В 1826 году бывшая усадьба графа Орлова и две соседние с прилегающими садами и парками были куплены императором Николаем I для загородной летней резиденции. Дом Демидова был перестроен, заново отделан и назван Александринским дворцом в честь императрицы Александры Фёдоровны.
     В 1935 году после переезда Академии наук СССР из Ленинграда в Москву здание Александринского дворца было передано Президиуму Академии, где он работает и по сей день.
     Вход во дворец со стороны Ленинского проспекта и сейчас отмечен пилонами старинных ворот, на которых в 1835 году скульптором И.П.Виталибыли установлены композиции "Изобилие". А в 1930 году перед дворцом забил фонтан работы того же скульптора, перенесённый сюда с реконструированной площади Дзержинского (группа юношей, олицетворяющих 4 крупнейших русских реки).