Главная     Редакция     Архив     9(49)/2007  
 

Новинка
(КНИГА О МОСКВЕ)


Год русского языка
(СПАСИТЕ «ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ»)


Юбилеи
(РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ – 250)


Юбилеи
(ДЕСЯТИЛЕТИЕ)


Год ребёнка
(НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ)


Выставки
(С ЛЮБОВЬЮ И ВЕРОЙ)


Былое
(«…И ПЯТЬ ПУДОВ ЛЮБВИ»)


История и современность московских окраин
(ПО СТАРОЙ КАЛУЖСКОЙ ДОРОГЕ)


Музеи
(ЧАЙКОВСКИЙ И МОСКВА)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. СЕНТЯБРЬ)


Проблема
(КАК ПОМОЧЬ ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ)


Очаги культуры
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЮНОСТЬ СТОЛИЦЫ)


Очаги культуры
(ЖАЛЬ, ТУРГЕНЕВ НЕ ПРИШЁЛ…)


Культ личностей
(КОМПОЗИТОР, УМЕЮЩИЙ ВЫЗЫВАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ)


Культ личностей
(АКТЁР РЕДКОГО ОБАЯНИЯ)


Очаги культуры
(ЕЩЁ ОДИН ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР)

Глазами художника
(ЧУДЕСА ПОД НОГАМИ)

КОМПОЗИТОР, УМЕЮЩИЙ ВЫЗЫВАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ

Михаил ТРОФИМОВ

Речь пойдёт о замечательном композиторе, нашем современнике, живущем где-то по соседству. Своим творчеством этот человек на протяжении уже многих лет методично доказывает, что и песня должна быть великолепна - по мелодике, по текстам, по гармониям: "Ты на свете есть", "А знаешь, всё ещё будет", "Эти летние дожди", "Старый рояль", "Если б не было войны" и ещё около сотни других. Спросите на улице любого, слышал ли он когда-нибудь песню "Наша служба и опасна, и трудна…", и ответ заранее известен.

Имя его - Марк Минков, народный артист России, член Союза композиторов и Союза кинематографистов, президент Гильдии композиторов СК России, лауреат национальных и международных конкурсов. В 1999 году композитор был награждён золотой Пушкинской медалью "За вклад в развитие, сохранение и преумножение традиций отечественной культуры, оказание постоянной помощи и поддержки творческой интеллигенции, развитие и становление новых стилей и направлений в искусстве". А в 2006-м году имя Марка Минкова было присвоено эстрадно-джазовой номинации I Международного конкурса "Современное искусство и образование".
     То немногое свободное время, которое изредка выпадает, Марк Минков предпочитает проводить в домашнем кругу. Остальная же часть жизни композитора полностью посвящена работе. Кроме того, что Минков - исключительный профессионал, в быту он просто обаятельный человек, радушный хозяин. Но и такой, на первый взгляд, мягкий и домашний романтик может быть твёрд и бескомпромиссен, когда речь заходит об охране авторских прав. Ещё Минков, как никто другой, притязателен в выборе стихов: ни в одной его песне вы не встретите словесных пассажей типа "муси-пуси". Перед тем, как давать согласие на сотрудничество с поэтами, Минков всегда проводит свой внутренний кастинг текстов - тот естественный отбор, где нет места даже намёку на дурновкусие.
     - Марк Анатольевич, откуда такая ювелирная требовательность в подборе стихов к собственной музыке?
     - Наверное, это как и в отношениях с женщинами, когда одна нравится, а другая - нет. И потом, просто я не люблю плохих стихов. Мне как автору музыки чрезвычайно важно, чтобы возникло духовное единение с поэтом, дающим слова. Только в случае такого духовного соития может родиться песня - это некое третье существо. Причём для меня неважно, в каком времени жили авторы стихов: в эпоху древности, Ренессанса или недавно. К примеру, я никогда не видел Марину Цветаеву, не был знаком с Вероникой Тушновой - но я ощущал единение с их мыслями. Вот почему приходится так строго подходить к текстам; иногда проще самому почитать литературу и выбрать, чем подделываться под чьи-то несуразные вирши, пусть даже за хорошие деньги. Кстати, именно поэтому сегодня я не пишу песен "под" артистов.
     Я успел застать то благодатное время, когда объявляли: "Автор музыки…", "Автор слов…". Сегодня в нашем обществе тенденция такова, что мало кого интересует авторство. Со сцены говорят: "Поёт такой-то...". И точка. А на некоторых радиостанциях придерживаются откровенно пиратской политики: "Хотите узнать название и автора композиции - шлите SMS. Сообщение платное". Разве раньше можно было такое представить? Подобное же хамское отношение к первоисточникам и на нашем телевидении, когда после окончания фильма пускают "барабан" с титрами, причём на такой скорости, что имена ни авторов фильма, ни актёров, ни композиторов прочитать невозможно.
     - А в других странах подобных проблем не возникает?
     - В западной юриспруденции существует годами отлаженный механизм в регулировании авторского права и защиты интеллектуальной собственности. Малейшее ущемление прав автора повлечёт такие последствия, что ни у кого не возникнет соблазна их нарушать. Посмотрите: на примере того же кинематографа - "у них" по окончании фильма в титрах указывается каждый его участник, от режиссёра до уборщика павильона. У нас разве можно представить такое? Знаете, на мой взгляд, во многом именно из-за нарушения авторских прав нас не берут в ВТО.
     - У сторонников аудиопиратства есть один, на первый взгляд, сильный аргумент: большинству сограждан оригинальные диски не по карману.
     - Это только на первый взгляд. Поверьте, не интересами сограждан обеспокоены эти деятели, подсовывая копии ужасного качества - подчас бракованные, которые в руки-то взять противно. Кстати, продаются они не по такой уж и малой цене. Эти "бизнесмены" к авторам просто залезают в карман, что сродни заурядному воровству. Что касается якобы дороговизны оригиналов, скажу как человек, в этом деле сведущий, - на оригинальные записи в России цены всё равно гораздо ниже, чем на Западе, причём они фактически не меняются в отличие от цен на контрафакт, которые на фоне борьбы с пиратской продукцией преступники постоянно взвинчивают.
     - Одно время Вы тесно сотрудничали с Аллой Борисовной Пугачёвой,потом вдруг оно резко прекратилось - почему?
     - Действительно, с Аллой у нас больше нет отношений. Хотя она - потрясающая певица. Музыку для неё писали Зацепин, Таривердиев, Паулс, тогда совсем ещё молодой Витя Резников, я… Не скрою - мне было интересно работать с ней. И по-прежнему приятно ощущать себя причастным к становлению такой певицы, как Алла. Увы, времена меняются…
     - Марк Анатольевич, что отличает профессионального композитора от "любителя"?
     - "Копозитор-любитель"… Звучит забавно! Непрофессионал может случайно сочинить одну вещь, даже удачную. Но чтобы этим заниматься регулярно, необходимо быть профессионалом, который не ждёт вдохновения, он умеет его вызвать. И тогда процент попаданий будет высоким. У меня, например, песен сравнительно немного, но все они достаточно известные.
     - Интересно, каковы Ваши отношения с той самой, знаменитой песней из "Знатоков", с которой всё начиналось?
     - Скажу так: мы с ней научились мирно уживаться и особенно друг друга не замечать. Она для меня - всего лишь этап профессиональной биографии, просто продукт своего времени, удачно вписавшийся именно в ту реальность. Впервые прозвучавшая в кино, она очень скоро стала непременным атрибутом всех праздничных концертов ко Дню милиции. Да, в те годы она принесла мне известность, хотя мелодия особым изыском не отличалась. Слова, написанные поэтом Анатолием Гороховым, возможно, тоже покажутся сегодня несколько наивными: "Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…", но скажу одно: она появлялась на свет с самыми искренними чувствами и, наверное, поэтому до сих пор жива.
     - Как она рождалась?
     - Дело было так: окончив консерваторию в 1969 году, я подал документы в Союз композиторов СССР, без членства в котором все пути в мир большого искусства были закрыты. Обязательной процедурой при вступлении было исполнение собственных произведений. Помню, после моего выступления Вано Ильич Мурадели, возглавлявший тогда Союз, лично подошёл ко мне и расцеловал. Так в 1970 году я был туда принят, и меня как молодого, но уже официально признанного автора пригласили написать музыку к многосерийному телефильму "Следствие ведут знатоки"; ругательного слова "сериал" тогда ещё не знали. Мелодию написал очень быстро, даже сам позвонил на телевидение сообщить, что песня готова. Её все знают и поют до сих пор - и нынче любой молоденький сержант ДПС, видя, что перед ним автор той самой "Нашей службы", меня никогда не станет штрафовать, отдаст "под козырёк" и пожелает "Счастливого пути!". Так что индульгенция в отношении с органами правопорядка у меня пожизненная (смеется). Правда, я и сам не вхож в конфликт с законом - не то воспитание.
     - Расскажите, пожалуйста, как Вы росли, на чём воспитывались?
     - Я появился на свет в холодной ноябрьской Москве в 1944 году. Но день моего рождения, как говорила мама, был отмечен в буквальном смысле светлым событием - столица салютовала в честь взятия нашими войсками какого-то города. Ещё матушка рассказывала, что я начал петь прямо с пелёнок - напевал по любому поводу и без повода, везде, где бы ни находился; а кто об этом знал лучше неё! Но самые ранние мои осознанные воспоминания связаны с бабушкой - утончённым и добрым человеком. Большей частью именно она занималась моим воспитанием - ведь родителям в то тяжёлое время нужно было думать о хлебе насущном. Родители тоже не были безучастны к моей судьбе - лет в 5 купили мне старое пианино, на котором я с удовольствием стал что-то наигрывать, придумывать свои песенки. Интересно, что тогда я ещё не знал нотной грамоты и музыку записывал какими-то, только мне понятными значками. Кстати, мама всю жизнь хранила эти мои опусы.
     Через год меня отдали в музыкальную школу, но вскоре всем стало ясно: пианиста из меня не выйдет. Мне были неинтересны бесконечные гаммы и этюды, тянуло к творческому самовыражению. Видя такие "муки творчества", родители забрали меня из школы, и я продолжил музыкальное образование дома, с учителями. Потом поступил в музыкальную школу при консерватории в "Мерзляковке" - зато сразу в 3-й класс, по классу композиции, а в 1960 году - в училище при консерватории, которое через 4 года окончил и был принят в консерваторию в класс А.И.Хачатуряна.
     - А какие воспоминания у Вас связаны с ним?
     - Самые добрые. Арам Ильич Хачатурян, несмотря на всенародную известность и чрезвычайную занятость, старался всегда находить время для своих учеников. Он заложил в нас, молодых композиторов, как теоретические, так и практические основы профессии, научив работать в разных жанрах. Сам он обладал невероятной интуицией, мог чувствовать, что именно требуется тому или иному студенту.
     - В годы обучения удавалось ли Вам заниматься сочинительством?
     - Безусловно. Теория и практика в любой профессии - вещи неотделимые. В начале 1970-х годов я написал вокальный цикл на стихи Федерико Гарсиа Лорки "Плач гитары", который был включён на ежегодном конкурсе имени П.И.Чайковского в обязательную программу для вокалистов. За тот период я написал сонаты и прелюдии, вокальные циклы на стихи Роберта Бернса и Александра Блока. Второй цикл назывался "Балаганчик", в него входили 6 стихотворений Блока, положенных на музыку. Кстати, впоследствии они стали элементом обязательной программы конкурсов имени М.И.Глинки. Например, романс "Вербочки" из этого цикла исполнял ещё Иван Семёнович Козловский. Новую жизнь в романс нам удалось вдохнуть несколько позже, в 1990-х годах, когда совместно с Кристиной Орбакайте на основе этого романса была сделана эстрадная песня.
     - Если Ваши песни благодаря телефильмам, концертам и дискам знают все, то Ваша работа в остальных жанрах наверняка знакома немногим. Что было сделано в других музыкальных направлениях?
     - О, это сложный вопрос, попробую вспомнить… Были написаны 2 детские оперы, одна из них - "Волшебная Музыка, или Давайте делать Оперу" - была поставлена в Детском музыкальном театре под руководством Наталии Сац и удостоена "Гран-при" на Фестивале музыкальных театров в Гамбурге. И первая, и вторая ("Не буду просить прощения") с неизменным успехом и сегодня идут в этом театре. В те же годы были написаны концерты для фортепиано, скрипки, виолончели. В 1981 году в Санкт-Петербурге в Государственном театре оперы и балета имени М.П.Мусоргского был поставлен мой балет "Разбойники" по известной драме Шиллера, и, что приятно, он был признан лучшим спектаклем года. Затем последовали: 3 инструментальных концерта, 2 оратории, множество камерных сочинений. Мой композиторский опыт работы в мультипликации представлен анимационным музыкальным фильмом "В порту".
     В начале 90-х годов в соавторстве с поэтом Юрием Рыбчинским мы сочинили музыкальную драму "Белая гвардия" по М.А.Булгакову. Пока произведение не поставлено, но, надеюсь, это лишь вопрос времени. Вообще, в моём послужном списке немало произведений для театра. Вот, скажем, музыка к спектаклям театра Антона Чехова "Поза эмигранта", "Ужин с дураком", "Кин IV", "Смешанные чувства", "Наполеон и Жозефина". Моей новой работой для театра является на сегодняшний день пьеса в Московском ТЮЗе "Необычайные приключения Т.С. и Г.Ф." по Марку Твену. В этом спектакле звучат 10 песен и большое количество инструментальной музыки.
     - Потрясающая работоспособность! Что способствует Вашей прекрасной творческой форме?
     - Быть в постоянной кондиции и добром расположении духа мне всегда помогают близкие люди: жена Галина - талантливый дизайнер, человек, креативный во всём, сын Андрей с супругой и наша внучка Машенька - совсем ещё маленькая, но добрая и жизнерадостная, как звонкий весенний ручеёк.