Главная     Редакция     Архив     9(49)/2007  
 

Новинка
(КНИГА О МОСКВЕ)


Год русского языка
(СПАСИТЕ «ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ»)


Юбилеи
(РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ – 250)


Юбилеи
(ДЕСЯТИЛЕТИЕ)


Год ребёнка
(НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ)


Выставки
(С ЛЮБОВЬЮ И ВЕРОЙ)


Былое
(«…И ПЯТЬ ПУДОВ ЛЮБВИ»)


История и современность московских окраин
(ПО СТАРОЙ КАЛУЖСКОЙ ДОРОГЕ)


Музеи
(ЧАЙКОВСКИЙ И МОСКВА)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. СЕНТЯБРЬ)


Проблема
(КАК ПОМОЧЬ ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ)


Очаги культуры
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЮНОСТЬ СТОЛИЦЫ)


Очаги культуры
(ЖАЛЬ, ТУРГЕНЕВ НЕ ПРИШЁЛ…)


Культ личностей
(КОМПОЗИТОР, УМЕЮЩИЙ ВЫЗЫВАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ)


Культ личностей
(АКТЁР РЕДКОГО ОБАЯНИЯ)


Очаги культуры
(ЕЩЁ ОДИН ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР)

Глазами художника
(ЧУДЕСА ПОД НОГАМИ)

ЖАЛЬ, ТУРГЕНЕВ НЕ ПРИШЁЛ…

Алексей ПОЛУБОТА

Как ни грустно, но приходится признать: для большинства россиян, особенно молодых, словосочетание "русская народная песня" означает нечто архаичное, удалённое от современной жизни.

А ведь песню только тогда можно назвать народной, когда люди поют её в радости и в горести, когда без всяких высокобюджетных промоушнов она живёт, или, как говорили прежние фольклористы, бытует в народе. Едва ли наберётся десяток таких проверенных временем песен, которые сегодня можно услышать не со сцены, а за праздничным столом. Может быть, дело в том, что для исполнения исконного русского фольклора не обойтись без двух "инструментов" - голоса и души. С голосами сейчас, наверное, не хуже, чем в "достославные" времена. А вот с душами…
     Именно поэтому идея поэта, руководителя Информационно-издательского центра Московского института социально-культурных программ Фёдора Черепанова организовать песенное состязание в духе тургеневских певцов (помните кабацких завсегдатаев Яшку-Турка и рядчика?) вызвала у меня смешанное чувство радости и недоверия. Радости - оттого, что подобные идеи ещё возникают, имеют смелость заявлять о себе. Недоверие же было вызвано в первую очередь опасением: не получилось бы всё натянуто, неестественно. Найдутся ли певцы, не профессиональные исполнители, а именно певцы, подобные тем, что собирались в Притынном кабачке полтора века назад? Сумеют ли раскрепоститься, стряхнуть с себя прах суетливо-меркантильной повседневности, распахнуть "меха" души, дать полную волю голосам? Задача певцов усложнялась и тем, что по условиям состязания они должны были петь без всякого музыкального сопровождения.
     Сразу скажу, что "Тургеневское состязание певцов в 21 веке" удалось. Это мнение большинства из тех, кто побывал в гостиной Тургеневской библиотеки, где происходило действо.
     Ни один из 4-х участников не был похож на другого. Манера исполнения каждого показалась мне самобытной, наполненной личностным отношением. Пожалуй, сам Иван Сергеевич вдохновился бы от нынешних певцов не меньше, чем от тех, что в своё время были увековечены его пером. Бойкая, звонкоголосая Наталья Захарова, элегантный Александр Шурыгин, обаятельный великан Александр Фомин, сдержанно-хмурый и оттого ещё более проникновенный в своём пении Бажен Петухов - все они по-своему признавались в любви к народной песне.
     В том, что атмосфера вечера была предельно доброжелательной, есть и заслуга организаторов, которые придумали такие близкие сердцу всякого россиянина "сценарные изюминки", как, например, чарка доброго коньяка, подносимая исполнителям.
     Как ни хорошо спели все участники, надо было выбирать победителя. И не случайно по итогам голосования слушателей им стал ростовчанин Бажен Петухов, исполнивший казачью народную песню "Конь боевой с походным вьюком". Именно его пение было наиболее самодостаточным. Пожалуй, самые профессиональные аккомпаниаторы мало что добавили бы к тому выразительному песенному полотну, которое он создал при помощи одного только голоса.
     Одна из зрительниц рассказывала позднее, что, слушая песни других участников, она всё-таки оставалась в зале. А вот когда зазвучал звучный голос "донца", воображение унесло её в те бескрайние степи, где когда-то запевали утомлённые долгим переходом казаки. И песня была для них так же необходима, как кружка студёной колодезной воды в жаркий день.
     Важно и то, что выбранная Баженом песня неразрывным узлом была связана с его судьбой. Как рассказал сам певец, именно её он с товарищами-казаками пел, уезжая на войну в Абхазию.
     Все участники песенного состязания получили дипломы и памятные подарки. Победителю вдобавок достался памятный сувенир - фигурка русского солдата дореволюционных времён. Хорошего настроения слушателям добавило выступление известного инструментального дуэта "Серебряные струны". Отец и сын Клепаловы буквально чудодействовали над гитарой и балалайкой, осыпая искромётными "серебряными" звуками Тургеневскую гостиную.
     Кульминацией вечера стало воодушевлённое исполнение всеми собравшимися песни "Где ж вы, где ж вы, очи карие…". Солистом или, лучше сказать, запевалой выступил Александр Фомин, который развернулся во всю мощь своих вокальных данных.
     Надо сказать, что идея Фёдора Черепанова очень понравилась директору Тургеневской библиотеки Татьяне Евгеньевне Коробкиной. Она предложила провести ещё одно такое мероприятие осенью.
     Конечно, "Тургеневское состязание" не перевернуло мир, не сделало русский фольклор ближе "широким массам". Однако добрые, открытые лица, искренние аплодисменты слушателей - всё это лишний раз убедило меня, что потребность людей в первозданной народной песне не отбить никакими эстрадными эрзацами.