Главная     Редакция     Архив     1(65)/2009  
 

Программы
(ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА МОСКВЫ)


События
(ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК)


Юбилеи
(СТО ЛЕТ - Н Е СТАРОСТЬ)


Юбилеи
(20 ЛЕТ В СТРАНЕ ДЕТСТВА)


Юбилеи
(МОНУМЕНТАЛИСТ, АРХИТЕКТОР, ДИЗАЙНЕР)


Очаги культуры
(«МОСКВИЧ» - ДЛЯ МОСКВИЧЕЙ)


Фестивали
(СКАЗКИ «ЗОЛОТОЙ РЕПКИ»)


Фестивали
(ФРАНЦУЗСКАЯ РЕЧЬ НА НИКИТСКОМ БУЛЬВАРЕ)


Традиции
(МЕРА ЖИЗНИ)


Наше наследие
(СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ)


Московские адреса
(ГОРОД НАЧИНАЕТСЯ С ВОКЗАЛА)


Очаги культуры
(«РОССИЯ МОЛОДАЯ»)


Премьеры
(«ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ...»)


Премьеры
(«ГРАФ МОНТЕ-КРИСТО»)


Выставки
(МАШИНА ВРЕМЕНИ «НА КАШИРКЕ»)


Культ личностей
(МОСКОВСКИЙ ПЕТЕРБУРЖЕЦ)


Выставки
(НЕ ПОЗВОЛЯТЬ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ)


СКАЗКИ "ЗОЛОТОЙ РЕПКИ"

VIII Международный фестиваль-лаборатория театров для детей "Золотая репка" - это уникальный театральный проект, созданный "САМАРТом" (Самарским ТЮЗом) и раз в два года становящийся большим событием в жизни всей страны. В этот раз фестиваль не только собрал под своей крышей лучшие российские и зарубежные спектакли, но и пригласил всех к масштабному диалогу о современной драматургии и режиссуре для детей.

На всю фестивальную декаду "САМАРТ" превратился в огромный муравейник, в котором смешалось всё: спектакли и их участники, приехавшие критики, педагоги и режиссёры, проживавшие тут же, в гостинице на территории театра. А "Золотая репка" на сей раз оказалась удивительно многоликой. В фестивальной программе было предложено много работ молодых режиссёров, особым же тематическим разделом шли постановки классики.
     Отдельное место занимала творческая лаборатория для молодых режиссёров и драматургов под названием "Молодая режиссура. Спектакль для маленьких". Участники лаборатории, приехавшие за четыре дня до открытия фестиваля, были отправлены на волжский остров, где и оставались для создания своих экспериментов. В основу которых был положен сюжет "Курочки Рябы", и его всевозможные варианты, созданные юной фантазией драматургов, режиссёров и актёров, были предъявлены потом на суд публики.
     Ещё одно направление "Золотой репки", теоретическое - это масштабный форум "Современный театр для детей: диалог театра и школы". В рамках форума прошла международная конференция "Театр. Посредник. Зритель", где собрались крупные театральные деятели Москвы, а также ближнего и дальнего зарубежья - Г.Дадамян, А.Шапиро, И.Симич, М.Ревякина и другие. Работали три секции: "Роль школьного театра во всестороннем развитии личности ребёнка", "Театральные технологии в современной школе", "Художественно-педагогические аспекты воспитания зрительской культуры". Словом, современная наука о театре для детей явила себя здесь во всём своём размахе.
     Программа же привезённых на фестиваль спектаклей выстраивалась по принципу "от мастеров до молодых", где можно было увидеть постановки как начинающих, так и именитых режиссёров.
     Открывал фестиваль Московский ТЮЗ мюзиклом "Необычайные приключения Т.С. и Г.Ф. по Марку Твену" в режиссуре Г.Яновской - где всем можно было увидеть московских звёзд в формате "спектакля крупного стиля", уже уходящего с нашей сцены и слегка старомодного, хоть и основательного. Москва порадовала и приездом РАМТа со спектаклем Владимира Богатырёва "Сказки на всякий случай", принятого публикой с восторгом и явившего собой пример того лучшего, что можно увидеть детям на сценах столицы сегодня.
     Очередным вариантом "крупного стиля" стали "Сказки почтальонов и разбойников" Омского ТЮЗа в постановке Владимира Ветрогонова. Он впервые поставил на сцене сказки Карела Чапека, открывая нам их шутливый и добрый мир и назвав свой проект "Из Сибири с любовью". Самостоятельным фронтом шла молодая режиссура, к которой все отнеслись с интересом и ожиданиями. И мгновенно героиней фестиваля стала Полина Стружкова, показавшая спектакль по шведской пьесе Т.Тидхольма "Поход в Угри-Ла-Брек", привезённый Нижегородским ТЮЗом. Сложная тема первого знакомства детей со смертью решалась в нежной игровой манере, когда неожиданно исчезнувшего из дома дедушку дети принялись трогательно искать, снарядив целую экспедицию. Экспедиция двигалась по всем коридорам, залам и закоулкам "САМАРТа", не забыт был даже бассейн, а заканчивалось путешествие на мансарде под открытым небом - где, как видно, уже в раю, и был обнаружен улыбающийся дедушка.
     Молодой режиссёр Екатерина Гороховская показала фестивалю две своих работы. Одна поставлена в Екатеринбургском ТЮЗе: это "Серая шейка" по мотивам Д.Мамина-Сибиряка - которая превратилась в современную фантазию о девочке в инвалидном кресле, воображающей себя Серой шейкой и проецирующей жизнь этой уточки на свою собственную жизнь. Другой спектакль - "Зимы не будет" по пьесе В.Ольшанского - поставлен в Саратовском ТЮЗе и являет собой постановку более традиционную, впрочем, поднимающую актуальные нынче проблемы стариков, брошенных своими детьми и оказывающихся на краю гибели.
     Среди постановок для взрослого юношества было также немало интересного. К примеру, спектакль Ульяновского областного ТЮЗа "NEBOLSHOY ТЕАТР" по пьесе М.Андерса "Преступление, помощь на дому, наказание, деньги, убийство пенсионерки" в режиссуре Эдуарда Терехова. Сюжет Достоевского в этой пьесе спроецирован на нашу жизнь, жёсткую и жестокую и задающую нам похожие вопросы. Герои этой истории живут в современной Швеции, сталкиваясь с вечными проблемами одиночества, денег, совести, морали и равнодушия. А стиль эксцентрической клоунады, в котором озвучивались все эти темы, казался в данном случае предельно точным.
     Болгарский театр "CREDO" привёз на фестиваль гоголевскую "Шинель" в постановке и исполнении двух лицедеев - Нины Димитровой и Вассила Василева-Зуека. "Шинель" столь неузнаваемую и подвергнутую такой вольной перелицовке, что узнать родное произведение русской классики вряд ли бы кто сумел. Что также явилось неплохим уроком для молодых режиссёров-новаторов, получивших возможность как бы взглянуть и на свои эксперименты со стороны.
     Сколько бы мы ни обсуждали привезённые спектакли, всем было ясно, что сам "САМАРТ" шёл впереди всех, поскольку предъявил самую сильную часть фестивальной программы. Во-первых, по традиции, на фестивале состоялась премьера "САМАРТа" - спектакль "Жил-был Геракл" по пьесе М.Бартенева в постановке эстонского режиссёра Ааре Тойка. Главным же подарком фестивалю стали две классические постановки "САМАРТа" - "Таланты и поклонники" по А.Островскому и гоголевский "Ревизор". Первый спектакль был поставлен Анатолием Праудиным, вновь открывшим нам "вечного автора" и подтвердившим его трепетную актуальность в любые времена. Второй спектакль поставлен Александром Кузиным с невероятной энергетикой и юмором, и тоже очень красиво и свежо. Оба спектакля являются культурной достопримечательностью города, на них нелегко попасть, и в фестивальные дни зал брали штурмом, чтобы их увидеть.

Ольга ИГНАТЮК