Программы
(ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА МОСКВЫ)
События
(ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК)
Юбилеи
(СТО ЛЕТ - Н Е СТАРОСТЬ)
Юбилеи
(20 ЛЕТ В СТРАНЕ ДЕТСТВА)
Юбилеи
(МОНУМЕНТАЛИСТ, АРХИТЕКТОР, ДИЗАЙНЕР)
Очаги культуры
(«МОСКВИЧ» - ДЛЯ МОСКВИЧЕЙ)
Фестивали
(СКАЗКИ «ЗОЛОТОЙ РЕПКИ»)
Фестивали
(ФРАНЦУЗСКАЯ РЕЧЬ НА НИКИТСКОМ БУЛЬВАРЕ)
Традиции
(МЕРА ЖИЗНИ)
Наше наследие
(СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ)
Московские адреса
(ГОРОД НАЧИНАЕТСЯ С ВОКЗАЛА)
Очаги культуры
(«РОССИЯ МОЛОДАЯ»)
Премьеры
(«ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ...»)
Премьеры
(«ГРАФ МОНТЕ-КРИСТО»)
Выставки
(МАШИНА ВРЕМЕНИ «НА КАШИРКЕ»)
Культ личностей
(МОСКОВСКИЙ ПЕТЕРБУРЖЕЦ)
Выставки
(НЕ ПОЗВОЛЯТЬ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ)
|
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Русь, крещёная позже других европейских народов, очень скоро вынуждена была взять на себя особую духовную миссию после того, как в 1204 г. рыцари-крестоносцы с благословения папы римского захватили и разграбили Константинополь.
Когда же, почти синхронно, с Востока и Запада на наше Отечество, ослабленное междоусобицами, двинулись, надеясь на свою военную силу, монголы, "тевтонцы" и "ливонцы", русские князья, возглавившие сопротивление, несомненно, должны были сознавать себя в этой ситуации не только защитниками Руси, но и православия. Это означало, что они тем самим особо послужили Богу, за что многие из них были канонизированы в лике святых. Об этих замечательных государственных деятелях, полководцах и воинах, созидавших и защищавших русского человека, русскую культуру и русские города, мы и хотим поговорить на страницах журнала, исповедующего те же высокие идеалы святости и духовности, о чём свидетельствует не только его название "Человек. Культура. Город", но и весь корпус публикуемых в нём статей.
Одной из самых ярких и трагических фигур отечественной истории является святой благоверный князь Александр Невский (1220 -1263) - небесный покровитель нашего Отечества, положивший начало той плодотворной политике, которая привела, начиная с XIII и кончая XV вв., к объединению русских земель и освобождению от насильственных вторжений западных и восточных соседей.
Александр Невский родился в городе Переяславль-Залесский 30 мая 1220 г. Его отцом был переяславский князь Ярослав Всеволодович, ставший затем великим князем Владимирским; его матерью, как считает большинство историков, была вторая супруга Ярослава Всеволодовича, княгиня Ростислава (в крещении Феодосия) - дочь замечательного полководца и бесстрашного воина торопецкого князя Мстислава Удалого и внучка половецкого хана Котяна. Она родила восемь или девять сыновей и две дочери. Александр, будущий святой, был её вторым сыном. Эта женщина всецело посвятила себя супругу и детям. Скончалась она в 1244 г., приняв перед смертью пострижение с именем Ефросиния в новгородском Юрьеве монастыре, где и была похоронена.
Родословие величайшего героя Древней Руси Александра Ярославича Невского, составленное в Новгороде в первой половине XV в., начинается с первого князя на русской земле Рюрика, "пришедшего из Немец". Затем идут другие громкие имена - князь Игорь; Креститель Руси Великий князь Владимир; Владимир Мономах; основатель Москвы Юрий Долгорукий (прадед Александра); князь Всеволод Большое Гнездо (дед Александра), построивший во Владимире знаменитый Дмитровский собор, а также монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, превратившийся вскоре в духовный центр Северо-Восточной Руси. В этом монастыре и будет похоронен в 1263 г. прямой наследник великих киевских князей, ставший впоследствии родоначальником великих князей Московских - великий князь Владимирский Александр Невский.
Герой Невской битвы (1240) и Ледового побоища (1242) назван Александром в честь святого воина Александра Римского, принявшего мученическую смерть при императоре Максимиане в начале IV в. (его память празднуется 13 мая, из-за чего некоторые историки настаивают на том, что Александр Невский родился не 30, а 13 мая). Это имя, по тем временам довольно редкое в княжеской среде, было известно на Руси благодаря тому, что уже существовал славянский перевод средневекового романа "Александрия", в котором говорилось о подвигах величайшего полководца античности Александре Македонском - самом любимом герое князя Александра Невского.
"Имя - тончайшая плоть, посредством
которой объявляется духовная сущность", - говорил знаменитый богослов
Павел Флоренский. Несомненно, имя человека, которого сам Аристотель
- мудрый учитель македонского царевича - будил одной фразой: "Вставайте,
вас ждут великие дела", не могло не пробуждать в душе русского отрока
княжеских кровей честолюбивых стремлений. Однако не они определяли
линию поведения Александра Храброго, как его именовали до Невской
битвы. Одержав свою блистательную первую победу на Неве, когда ему
исполнилось 20 лет, князь Александр не отдавал безоглядно свою душу
"военным забавам", хотя, с 16-ти лет великолепно владея всеми видами
боевого оружия, а более всего луком, готов был всегда ответить молниеносно
и решительно на поле брани тем, кто приходил на русскую землю с
мечом. Нравственный облик Александра Невского в Житии определяется
тем, что "он любил иереев, и монахов, и нищих, митрополита же и
епископов чтил и слушался их, как самого Христа".
Высота духовного облика князя видна и в его семейной жизни: обе его супруги - княгиня Александра, дочь полоцкого князя Брячислава (кстати, родом из того же города Торопец, что и его мать), и Васса, и дочь - княжна Евдокия, почивающая в Княгинином Успенском монастыре во Владимире, чтутся местно, а младший сын его -князь Даниил Московский, родоначальник великих князей и царей Московских, - причислен к лику святых, чтимых всей Российской церковью.
В Александре Невском удивительным образом сочетались полководец, государственный деятель и дипломат. Как полководец он не просто руководил сражением, но отважно бился в гуще кровавой схватки и во время битвы со шведами на Неве "самому королю возложил печать на лицо острым своим копьём", как сказано в первой редакции Жития, хотя на самом деле князь Александр ранил в лицо шведского предводителя Биргера Магнуссона, зятя короля Эрика Эриксона, прозванного Шепелявым.
В Житии также перечисляются имена шести отличившихся воинов - Гаврилы Олексича, Сбы-слава Якуновича, полочанина Якова, новгородца Миши, дружинника Саввы из младшей дружины и погибшего Ратмира. То, что этим доблестным воинам нашлось место в Житии святого Александра, свидетельствует прежде всего о высоком значении воинского подвига, понимаемого в категориях святости.
Сам предводитель русского войска князь Александр подавал пример именно такого отношения к воинскому долгу. Уповая не столько на силу, сколько на Бога, он, как рассказывает Житие, перед битвой "распалился сердцем, и вошёл в церковь Святой Софии и, упав на колени пред алтарём, начал молиться со слезами". Закончив молитву и получив благословение новгородского архиепископа Спиридона, молодой князь вышел из церкви и обратился к своей дружине со словами: "Не в силе Бог, но в правде!".
Эти ключевые слова определяли не только его стратегию как полководца, но и всю его внутреннюю и внешнюю политику как государственного деятеля. Александру Невскому суждено было около 20-ти лет управлять русскими землями на правах великого князя Владимирского. После разорения татарами Киева, случившегося в 1240 г., Владимир стал стольным градом Руси.
Однако в результате татаро-монгольского нашествия 1237 - 1241 гг. Русь потеряла самостоятельность, и за получением ханского ярлыка, дававшего право на княжение, русские князья должны были ездить в Сарай - ставку Батыя, внуку Чингисхана, которому великий хан Угедей поручил захваченные монголами земли Восточной Европы. Русские князья при этом давали обязательство ежегодно платить завоевателям дань. Попытка противостоять Сараю стоила очень дорого - мощь монгольской империи была несоизмеримо выше. По оценкам современных исследователей, Батый привёл в Европу от 55 до 65 тыс. воинов. Крупный русский город мог выставить всего 3-5 тыс. Если учесть, что русские города часто воевали друг с другом, то ни о каком "конкордате" против общего врага не могло быть и речи. В этом положении Русь должна была только смириться перед более организованным и более сильным противником.
Первым в ставку Батыя в 1243 г. поехал отец Александра Невского Ярослав Всеволодович, и через два месяца он вернулся оттуда с ханским ярлыком на руках, получив от татар право на владение великим княжеством Владимирским. Летом 1246 г. Ярослава снова вызвали в Орду, где он был отравлен.
Александр Невский ездил в Орду четыре раза, и каждый раз он предпринимал самые отчаянные попытки, чтобы предотвратить новое вторжение золотоордынцев. Вот здесь-то и проявилось его высокое искусство дипломатии, требовавшее огромного духовного самообладания: необходимо было вести спокойный диалог с теми, кто пролил и готов был безжалостно проливать кровь его соотечественников. Но иного выхода не было. Необходимо было терпеть, пережидать, смиряться. И князь Александр, сильный и мужественный, вступил на путь этой "политики смирения". Когда в 1252 г. Александру был вручён ярлык на великое княжение, он стал ещё более настойчиво проводить в жизнь политику полного смирения перед Востоком только ради того, чтобы не погибла Русь. "Ему приходилось казнями карать восставших против татар. Если понять, что подчинение св. Александра было в сущности борьбой с татарами, то станет очевидной глубокая трагичность этих казней. Св. Александр казнил тех, кто творил одно дело с ним, исходя из одних побуждений, но заблуждаясь лишь во внешних путях. Эта трагичность положения между татарами и Русью делает из св. Александра мученика. С мученическим венцом он и входит и в русскую Церковь, и в русскую историю, и в сознание народа", - писал историк и публицист Н. А. Клепинин в начале прошлого века.
Существует версия, что Александра Невского, когда он поехал в конце 1262 г. в последний раз в Орду, тоже, как и его отца, отравили. Однако это не подтверждено никакими серьёзными источниками. На самом деле он умер от сильнейшего духовного перенапряжения, пытаясь примирить не только татар с русскими, но и русских с русскими.
Александр Невский положил только начало объединению русских земель, взяв эту идею не у монголов, не у земного царя, а у Царя Небесного, оставившего нам Евангелие, где сказано всем живущим на земле: "да будут едино, как Мы едино" (Ин. 17,22). Как человек глубоко верующий и хорошо знающий Священное Писание, князь Александр решительно отказался от сближения с католическим Западом, который не только искажал вероучительные истины, но и не пытался услышать этот евангельский призыв о единстве, подтверждением чему- разорённый крестоносцами в 1204 г. Царьград. Следующая "благая" цель крестоносцев, объявивших себя "слугами Божиими", была Русь, которую взялся защищать князь Александр Невский. Восток же, несмотря на то, что монголы в середине XIII в. приняли мусульманство, проявлял традиционную веротерпимость по отношению к другим религиям, в том числе и к православному христианству. Согласно современным исследованиям, во всех городских центрах Золотой Орды, где были русские поселения, появлялись православные церкви, а также была образована Сарайская православная епархия, ведавшая землями от Сарая по Волге и Дону.
Известно, что первым сарайским епископом был преосвященный Митрофан, благодаря которому православие в Орде стало пользоваться огромным уважением среди ордынцев - некоторые ханши приняли христианство, а племянник хана Берке ради того, чтобы креститься, тайно убежал в Ростов, принял крещение и, получив новое, христианское имя Пётр, как достойный христианин был впоследствии за свою праведную жизнь причислен к лику святых.
Всё это позволяет несколько по-иному взглянуть на отношения между монгольскими завоевателями и Русью. Монголы не только разоряли и сметали с лица земли русские города, но и принимали ту веру, которая являлась духовным стержнем русского человека. Впрочем, монголы были большими рационалистами, поэтому разоряли они не подряд все города, а только те, которые отказывались платить дань. Благодаря тому, что Александр Невский это понял и не жалел никаких денег, чтобы откупиться, лишь бы спасти главное достояние Руси-людей, способных держать оружие, Русь вполне достойно смогла распорядиться этим наследием уже под предводительством праправнука Александра Невского Дмитрия Донского, который и вывел в 1380 г. доблестных русских ратников на Куликово поле.
Но становление русской государственности - особая тема. Напомним лишь, что именно потомкам Александра Невского предстояло строить на развалинах Киевской Руси новую Русь, которая сначала стала называться Московской, а с конца XV столетия её называли уже Россией.
В настоящее время, когда виден результат
политики Александра Невского, положившей начало объединению русских
земель, завершённое его потомками, эта политика кажется весьма простой
и естественной. Но в ту пору выбор князя, отказавшегося от возможного
союза с Западом против татар, понимали единицы. Фактически князь
Александр был бы в полном одиночестве, если бы его не понимали и
не поддерживали митрополит Кирилл и весь священнический клир. Таким
образом, избрав путь внешнего подчинения, Русь сохранила внутреннюю
свободу, которая позволила народу при первой же возможности свергнуть
чужеземное иго. И, что самое удивительное, несмотря на то, что князь
Александр никогда не воевал с татарами, "калики перехожие" прославляли
его по-своему в песнях, в которых есть такое слова: "Но в этом-то
граде /Жил христианский народ:/Он молил и просил/0 защите Бога вышнего
. / И вышел на врагов / Славный новгородский князь Александр Невский.
/ Он разбил и прогнал /Нечестивых татар./Возвратившись со войны,/
Во иноки пошёл;/Он за святость своей жизни/ Угодником Бога стал".
По сути, всё было именно так, как сказано в этом духовном стихе. И если не князь лично разбил татар, то его славные потомки довершили именно то, что он начал осуществлять как великий полководец, государственный деятель, дипломат и святой молитвенник за землю Русскую.
Святость Александра Невского, о котором новгородцы говорили: "Наш князь без греха", замечали ещё во время его земной жизни. Когда же он преставился Богу, успев принять перед кончиной монашеский чин и схиму с именем Алексий, митрополит Кирилл, которому во время службы в храме было видение, понял, что не стало Великого защитника и печальника за Родину. Обращаясь к народу с амвона, иерарх Православной церкви произнёс: "Зашло солнце земли Суздальской".
Имя святого Александра Невского отмечено особым почитанием во всех слоях русского общества. Отнюдь не случайно, что трёх русских царей звали Александрами. Не случайно и то, что великого русского полководца звали Александр Суворов. И самое, может быть, удивительное, что Первого поэта России, родившегося 26 мая, почти рядом со своим небесным покровителем, звали Александр Пушкин, о кончине которого в опубликованном некрологе было сказано почти теми же словами: "Солнце нашей поэзии закатилось".
В преддверии 210-летия со дня рождения великого поэта хочется подвести такой, может быть, несколько неожиданный итог сказанному: святой благоверный князь Александр Невский начал объединение Руси как гениальный государственный деятель; Александр Пушкин, мечтавший о том, "когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся", продолжил эта объединение как гениальный поэт.
Пётр БАРАНОВСКИЙ
|