Программы
(ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА МОСКВЫ)
События
(ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК)
Юбилеи
(СТО ЛЕТ - Н Е СТАРОСТЬ)
Юбилеи
(20 ЛЕТ В СТРАНЕ ДЕТСТВА)
Юбилеи
(МОНУМЕНТАЛИСТ, АРХИТЕКТОР, ДИЗАЙНЕР)
Очаги культуры
(«МОСКВИЧ» - ДЛЯ МОСКВИЧЕЙ)
Фестивали
(СКАЗКИ «ЗОЛОТОЙ РЕПКИ»)
Фестивали
(ФРАНЦУЗСКАЯ РЕЧЬ НА НИКИТСКОМ БУЛЬВАРЕ)
Традиции
(МЕРА ЖИЗНИ)
Наше наследие
(СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ)
Московские адреса
(ГОРОД НАЧИНАЕТСЯ С ВОКЗАЛА)
Очаги культуры
(«РОССИЯ МОЛОДАЯ»)
Премьеры
(«ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ...»)
Премьеры
(«ГРАФ МОНТЕ-КРИСТО»)
Выставки
(МАШИНА ВРЕМЕНИ «НА КАШИРКЕ»)
Культ личностей
(МОСКОВСКИЙ ПЕТЕРБУРЖЕЦ)
Выставки
(НЕ ПОЗВОЛЯТЬ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ)
|
"ВЕТЕР ПО ПОЛЮ ГУЛЯЕТ…"
В Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Наталии Сац состоялась премьера оперы Николая Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане".
Цель постановщиков спектакля была непростая - сделать классическую оперу максимально доступной для детей. Именно она подвигла к созданию оригинального жанра - смеси оперы с балетом и клоунады с лубком, а также к тем сокращениям, которые, несомненно, вызовут яростные споры критиков, стоящих на страже культурного отечественного наследия. Так что задач в постановке увлекательной сказки А.С.Пушкина, вылившейся благодаря музыке Н.А.Римского-Корсакова в театральный шедевр для взрослой аудитории, было много. Во-первых, надо было сократить оперу до двух отделений по 50 мин, оставив лишь событийные вещи и исключив все долгие трапезы, колыбельные и церемонии прощания. Во-вторых, сделать спектакль настолько динамичным, чтобы детишки не уснули или не стали проказничать, а с удовольствием, не отрываясь, смотрели на сцену. Идея сжатой версии зародилась когда-то ещё у известного российского дирижёра И.Б.Гусмана, но так и не была им осуществлена.
О том, чтобы эта опера была поставлена на сцене первого музыкального театра для детей, многие годы мечтала и Наталия Сац. Так что нынешнее творение вполне можно назвать долгожданной премьерой. Огромные усилия были потрачены на то, чтобы, не испортив шедевра, убрать из него всё, что может показаться для детского слуха нудным, растянутым, притупляющим внимание. "В результате в нашем спектакле нет ничего лишнего, никаких швов и такого места, куда можно было бы "вставить гвоздь", - утверждает музыкальный руководитель спектакля и главный дирижёр театра Андрей Яковлев. Тем не менее состав инструментов оставлен в том виде, как это было задумано композитором. А постановщик спектакля и главный режиссёр театра Наталии Сац Виктор Рябов подчеркнул, что они стремились создать не только увлекательное зрелище, но и показать историю, которая вызовет сострадание к героям, чего почти не бывает в современных мультиках.
Отмечу сразу, что опера смотрится на одном дыхании. Каждая минута насыщена каким-то новым событием или переживанием. Авторы спектакля не дают нам отвлечься на привычные разговоры с соседом: внимание зрителей целиком приковано к сцене. На роль царицы удачно выбрана актриса Людмила Бодрова, обладательница красивого голоса с внешностью русской матрёшки, которая дарит зрителям свою улыбку и обаяние. Восхитителен голос Царевны-Лебеди в исполнении Татьяны Ханенко, который можно сравнить с журчащей рекой из драгоценных камней. Великолепно поработала художник Елена Качелаева над оформлением декораций и костюмов. Спектакль получился ярким, красочным, а главное -понятным для детей. Меня приятно поразила идея простого языка символов. На костюме царя Салтана, например, изображены красные львы -символ власти, у стражников щит с завуалированным изображением кулака - кричащий знак силы, у кого-то из стражи на обмундировании нарисованы злые рожицы с оскаленными зубами - сила, требующая неукоснительного подчинения. У царицы на платье - золотые сердечки в красных кружках, дающие нам понять, что она переполнена любовью к мужу и сыну. Художник добавила ещё и модную на сегодня тенденцию - сочетание красного с ярко-розовым цветом. Очень просто и без претензий решено море, состоящее из нескольких плоских уровней со схематичным изображением волн. Волны и витязи из картона ни в коем случае не портят спектакля. Именно такие декорации, где всё предельно просто, ярко и красочно, могут, на мой взгляд, не только увлечь ребенка, но и дать ему стимул самому творчески развиваться: вырезать, рисовать, лепить, возможно, повторив какие-то элементы увиденного им в спектакле.
Сегодня, в эпоху самых разных лазерных, световых и звуковых эффектов, где подчёркнуто доминирование компьютера и машин над человеком, очень важно дать ребёнку понять, что он сам многое может нафантазировать. А потом осуществить свои задумки, вырезая бушующие волны или витязей из картона, рисуя небо с яркими звёздами или создавая свою крепость с возвышающимися над ней маковками крыш.
Полина ШОРОХОВА
|