Программы
(ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА МОСКВЫ)
События
(ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК)
Юбилеи
(СТО ЛЕТ - Н Е СТАРОСТЬ)
Юбилеи
(20 ЛЕТ В СТРАНЕ ДЕТСТВА)
Юбилеи
(МОНУМЕНТАЛИСТ, АРХИТЕКТОР, ДИЗАЙНЕР)
Очаги культуры
(«МОСКВИЧ» - ДЛЯ МОСКВИЧЕЙ)
Фестивали
(СКАЗКИ «ЗОЛОТОЙ РЕПКИ»)
Фестивали
(ФРАНЦУЗСКАЯ РЕЧЬ НА НИКИТСКОМ БУЛЬВАРЕ)
Традиции
(МЕРА ЖИЗНИ)
Наше наследие
(СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ)
Московские адреса
(ГОРОД НАЧИНАЕТСЯ С ВОКЗАЛА)
Очаги культуры
(«РОССИЯ МОЛОДАЯ»)
Премьеры
(«ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ...»)
Премьеры
(«ГРАФ МОНТЕ-КРИСТО»)
Выставки
(МАШИНА ВРЕМЕНИ «НА КАШИРКЕ»)
Культ личностей
(МОСКОВСКИЙ ПЕТЕРБУРЖЕЦ)
Выставки
(НЕ ПОЗВОЛЯТЬ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ)
|
"МОСКВИЧ" - ДЛЯ МОСКВИЧЕЙ
Не так давно Культурный центр "Москвич" - он же знаменитый Дворец культуры АЗЛК - отметил своё 30-летие.
Появление второго имени обозначило новую веху в истории Дворца. Непростая эпоха 90-х годов, ударившая по автозаводу, не могла, разумеется, не затронуть судьбы его ДК. Но организованное в 1995 г. акционерное общество "Культурный центр "Москвич" в течение ряда лет помогало справляться с трудностями Дворцу, не лишившемуся ни одного из своих коллективов. К сожалению, конец лихого десятилетия не означал окончания проблем для ДК. И в 2000-е годы, после окончательного банкротства АЗЛК, Дворец оказался перед реальной угрозой продажи здания и прекращения своей деятельности. И снова Дворец/Культурный центр выстоял, не прекратив работу ни на один день благодаря дружному коллективу сотрудников, многие из которых трудились здесь с самого или почти с самого его основания по 25-30 лет. Спасали Дворец, можно сказать, всем миром. В борьбу за ДК включились ветераны, родители ребят, занимавшихся в его коллективах. Ценную помощь "группе поддержки" "Москвича" оказала прокуратура ЮВАО. Защитники Культурного центра обратились на телевидение, в газеты и сумели дойти до мэра Москвы, с которым встретились ветераны. Юрий Михайлович обещал, что здание Дворца не уйдёт в чужие руки, и сдержал своё слово - здание было куплено городом, а в сентябре 2007 г. вышел указ об образовании ГУК "Культурный центр "Москвич". Новый статус способствовал расширению КЦ - сейчас в "Москвиче" действуют 60 с лишним коллективов и клубов по сравнению с 18-ю, находившимися прежде на попечении акционерного общества.
То, что пожилые жители округа, ветераны и простые пенсионеры приняли такое активное участие в решении судьбы Дворца, не удивляет. Культурный центр поддерживает тесные связи со всеми ветеранскими организациями ЮВАО и организациями социальной защиты.
На концертах, которые проходят в театрально-концертном зале ДК, вмещающем 1100 зрителей, есть на что посмотреть. И здесь уже можно говорить о причинах, побудивших родителей воспитанников Культурного центра отстаивать здание. Говоря о творческих коллективах "Москвича", трудно выделить наиболее яркие из них, хотя традиционно самым сильным направлением считается хореография. Танцевальные коллективы КЦ представляют собой настоящую школу хореографии, где под руководством высокопрофессиональных педагогов ребята имеют возможность пройти программу хореографического училища. Это прежде всего относится к детским ансамблям "Буратино" и "Москвич" - ровесникам Дворца культуры. При одинаковом основном обучении "визитные карточки" у коллективов разные. "Буратино" -самый, к слову сказать, многочисленный из них, где занимаются сейчас 300 ребят. Он тяготеет к эстрадному танцу, точнее, к театрализованным программам эстрадного танца, когда каждый номер благодаря как музыке и выразительному хореографическому языку, так и красивым костюмам превращается в маленькую яркую картинку. Спектакли ансамбля "Буратино", созданные под руководством заслуженного работника культуры РФ Елены Ивановны Постновой, это всегда буйство красок, детский задор и неиссякаемая энергия.
Ансамбль "Москвич" больше внимания уделяет классике, включая не только постановку балетных номеров, таких как "Пиццикато" и "Вальс цветов", но и классическое исполнение народных танцев. Полный цикл образования в обоих ансамблях занимает шесть лет, но танцу ребята отдают гораздо больше времени, приходя в ансамбль в возрасте 4-5 лет и оставаясь здесь до окончания средней школы. Оба коллектива - лауреаты всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. "Буратино" стал в 2006 г. золотым призёром Чемпионата Европы по степу, а "Москвич" завоевал 1-ю премию на "Евровидении" 2006 г. Что касается репертуара, среди недавних достижений "Москвича" необходимо упомянуть балет "Щелкунчик", поставленный в 2007 г., а "Буратино" приготовил в минувшем ноябре премьеру спектакля-сказки "Чиполлино".
Впрочем, как яркими, так и титулованными в КЦ "Москвич", конечно, являются не только его тёзка и "Буратино". При переходе центра в разряд государственного учреждения культуры шесть коллективов подтвердили своё звание народных и ещё два получили его.
Случилось так, что за "пушкинским" названием "Алеко" скрываются сразу два совершенно разных народных коллектива: танцевально-спортивный клуб и молодёжный эстрадно-духовой оркестр. Клуб "Алеко" - ещё одна хореографическая школа, школа бального танца, где с одинаковым успехом учатся малыши, молодёжь и взрослые. Изящной грацией европейской танцевальной программы и зажигательным исполнением танцев Латинской Америки воспитанники клуба в течение 30-ти лет его существования успели покорить множество зрительских сердец, а также завоевать симпатии судей на различных конкурсах.
Оркестр "Алеко" объединил около 40 молодых музыкантов в возрасте от 15 до 30 лет. На протяжении всей истории коллектива музыканты никогда не позволяли себе стоять на месте, энергично осваивая новые творческие просторы. Сегодня репертуар народного оркестра "Алеко" включает как традиционную духовую музыку, так и классику, и современные эстрадные произведения. Участие в зарубежных фестивалях духовой музыки дало оркестру возможность позаимствовать полезный опыт- при "Алеко" была создана группа барабанщиц. Кроме игры на барабанах и других ударных, девочки занимаются хореографией. А сравнительно недавно к оркестру присоединилась ещё одна группа ударников, мужская, под названием "Хаммерс" - единственный пока в России коллектив такого рода. Не ограничиваясь традиционными ударными, "хаммерсы" используют самые разные предметы из повседневного обихода, которые в их руках становятся музыкальными инструментами. Попытайтесь вообразить себе игру на мячах, урнах или бочках, и вы получите некоторое представление об уникальном зрелище, которое являют собой выступления группы. Ударные группы выступают и в качестве сопровождения основного оркестра, и отдельно от него. Отчётные концерты "Алеко" в конце сезона можно с полным основанием назвать шоу - это феерическое эстрадное действо, в котором участвуют и музыка, и свет, где происходит переход от жанра к жанру.
Народный театр-студия "Традиция" при КЦ "Москвич", который в январе 2009 г. отпразднует 40-летний юбилей, принадлежит к числу коллективов, возникших на заводе АЗЛК ещё до появления самого Дворца. Образовательный процесс здесь поставлен не менее серьёзно, чем в танцевальных коллективах. Юные воспитанники студии изучают все предметы, которые необходимы будущему актёру. Нынешний руководитель "Традиции" Андрей Платонов когда-то сам был её учеником, затем получил высшее образование и стал профессиональным актёром. Сейчас Андрей Анатольевич совмещает работу в "Традиции" с работой актёра в Театре Теней.
Есть театральная студия и для взрослых, которые, не имея возможности сделать актёрскую игру своей основной профессией, хотят посвятить досуг творческой самореализации на сцене. На сцене театра "Традиция" идут драмы и детские сказки, трагедии и комедии.
"Традиция" сотрудничает с младшим коллегой по Культурному центру - коллективом "Москвич". Ставя к новогодним праздникам "12 месяцев" и "Снежную королеву", театр привлёк "Москвич", и вставные хореографические номера украсили спектакли, придав им красочность и объёмность. В свою очередь "Москвич" пригласил актёров "Традиции" принять участие в постановке балета "Щелкунчик".
В 2007 г. театр "Традиция" создал оригинальную постановку "Если никто не скажет "люблю..." по дневникам Леонида Енгибарова, знаменитого "клоуна с осенью в сердце". Этот потрясающий спектакль об одиночестве - изначально выпускная постановка старших учеников студии - произвёл неизгладимое впечатление и был введён в основной репертуар.
"В Москве сохранилось мало таких театральных коллективов, поскольку их содержание обходится очень дорого, - сетует заместитель директора Культурного центра "Москвич" Ирина Анатольевна Рыжова. - К счастью, наше акционерное общество смогло финансово "додержать" "Традицию" до возникновения ГУК, и теперь наш театр, как и все другие коллективы, чувствует себя спокойно. Знаем, что с поддержкой государства уже не пропадём".
Было бы, конечно, преувеличением утверждать, что при нынешнем количестве профессиональных театров в столице "Традиция" может составить им серьёзную конкуренцию. Но... Спектакли, идущие на камерной сцене Дворца, всегда собирают свою аудиторию. А спектакль "Юбилей", например, в котором соединились три чеховские пьесы, заслужил признание зрителей-театралов как одна из самых интересных постановок по произведениям А.П.Чехова среди всех, какие им довелось видеть. Согласимся, это дорогого стоит. Что касается официальных регалий, в 2007 г. театр-студия "Традиция" получил 1-ю премию Московского фестиваля творческой молодёжи "Москва - город мастеров", а также он является лауреатом всероссийских конкурсов и фестивалей.
Ещё один народный коллектив - и ещё один ровесник Дворца - фольклорный ансамбль "Россияночка". Особенность его в том, что коллектив не занимается эстрадной обработкой фольклора, сохраняя его в нетронутом, первозданном виде. Это относится и к вокалу, и к хореографии, и к костюмам. Всякий раз, отправляясь на фольклорный фестиваль в отдалённую область, где, не в пример столице, гораздо живее память об обычаях и желание сохранить их, участники "Россияночки" стараются познакомиться с местными жителями и позаимствовать у них что-то новое. Один из участников ансамбля, Пётр Глебушкин, собрал самую крупную из существующих в Москве коллекцию русского костюма и недавно издал книгу "Русский народный костюм". Возрастных ограничений в ансамбле, конечно, нет, ведь фольклор именно тот жанр, в котором можно творить с раннего детства до глубокой старости. В богатом репертуаре "Россияночки" песни, хороводы, танцы, игры.
Оркестр русских народных инструментов "Сувенир" и детский театр песни "Шлягер" - двое "младшеньких" в стане "звёзд" КЦ "Москвич". Созданы они, между прочим, в те самые нелёгкие 90-е. А в нынешнем году им было присвоено звание народных коллективов. Существует мнение, что учиться игре на музыкальных инструментах дело довольно скучное, особенно для детей. Но к оркестру "Сувенир" это не относится во многом благодаря его руководителю. Марина Павловна Капцова - тот человек, который постоянно ищет новые формы работы и делает всё, чтобы занятия стали для ребят более интересными и разнообразными. Увлекаясь тем или иным инструментом, Марина Павловна умеет заразить этим и своих воспитанников. Так, сезон за сезоном к первоначальным балалайке, домре, баяну, контрабасу и гитаре добавились жалейки, рожки, трещотки, гусли, ложки, рубель, свирель, внося каждый свою, особую краску в оркестровую палитру. Одна из плодотворных идей Марины Павловны, которая, реализовавшись, помогает разнообразить выступления оркестра, это появление в "Сувенире" вокалиста. До того оркестр приглашал вокалистов из "Россияночки", что порождало некоторые трудности, ведь фольклорное пение не предполагает оркестрового аккомпанемента. В результате у оркестра появился свой солист, точнее, солистка. В сравнении с "Россияночкой" "Сувенир" придерживается более "популярного" направления, исполняя широко известные русские песни (такие "народные хиты", как "Светит месяц", "Калинка", "Коробейники" и "Ах вы, сени, мои сени..."), ставшие классикой произведения советских композиторов и мелодии других стран. Неизменным успехом пользуется "Сувенир" у пожилых слушателей. Ведь после того, как весь зал дружно распевал, например, "Подмосковные вечера", каждый зритель наверняка вспомнит потом этот вечер с особенно тёплым чувством.
Удел театра "Шлягер", как понятно из его названия, - превращать эстрадные песни в мини-спектакли. Впрочем, не только мини. Занятия актёрским мастерством и работа с микрофоном вкупе с уроками вокала и хореографии позволяют коллективу ставить перед собой цели и покрупнее. Несколько лет тому назад стало ясно, что постановка отдельных номеров (а количество песен в репертуаре "Шлягера" огромно) - это хорошо, но театр уже "дорос" до полноценных спектаклей. Сказано - сделано, и "Шлягер" создал очаровательный мюзикл "Волшебные сновидения гнома Кукки". Работа над ним увлекла и сплотила ребят, юные артисты, что называется, вошли во вкус, и сейчас в их репертуаре уже два мюзикла: вторым опытом масштабной постановки стал спектакль "Весёлая мульткомпания".
Каким бы длинным ни получился рассказ о народных творческих коллективах, Дворец культуры АЗЛК, он же Культурный центр "Москвич" - это не только они, и было бы несправедливо ничего не сказать о некоторых других. О классах сольфеджио и музыкальной литературы, где ребята из многих творческих коллективов "Москвича" знакомятся с музыкальными направлениями разных эпох и стран, о классах индивидуального обучения игре на фортепиано, молодёжной студии современного танца, вокальной студии для взрослых "Радость", подготовительной студии "Подсолнушки", которая помогает ребятам вступить в школьную жизнь полностью "подкованными", и, наконец, об изостудии "Детский рисунок" -многократном лауреате Московской международной выставки-конкурса "Золотая кисточка". В последние годы ни один буклет с лучшими работами выставки не обошёлся без произведений учеников "Детского рисунка". В планах студии освоение нового направления - популярной сейчас компьютерной графики.
Свои первые шаги по пути творчества самые маленькие (2,5-4 года) воспитанники "Москвича" делают в студии эстетического воспитания "Одуванчик". Занятия музыкой, ритмикой, напольной гимнастикой, рисованием, азами хореографии, освоение букв и основ счёта проходят в игровой форме. А многое у малышей, "как у больших" -начав заниматься в студии с первых дней осени, в декабре каждый кроха уже участвует в концерте, который "одуванчики" дают на малой сцене для своих родителей, показывая папам и мамам всё то, чему они успели научиться. Такие концерты устраиваются дважды в год, с костюмами, с тщательно построенной программой.
Творческое самовыражение, безусловно, важно для юных и зрелых, но не менее, а может, и более важно оно для людей пожилых. "Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути!" -таков девиз женского хора ветеранов "Журавушка", и коллектив этот - яркий пример жизнелюбия старшего поколения - свой девиз полностью оправдывает, поддерживая собственное хорошее настроение и оптимизм и даря его своим слушателям. Другой "возрастной" коллектив, мужской -Народный духовой оркестр. Народный не по званию, а по названию, что, впрочем, нисколько не умаляет значимости этого коллектива, старейшего во Дворце, так как ему сейчас уже более 70-ти лет. Родился он на заводе, когда после окончания Великой Отечественной войны туда на работу были приняты "сыновья полка". Осиротевших ребят-подростков, прошедших жестокую военную годину не в тылу, как многие их сверстники, а на фронте, необходимо было уберечь от участи беспризорников, и АЗЛК взял их под свою опеку. Там же нашёлся и энтузиаст, объединивший их в духовой оркестр. Когда было построено здание ДК, оркестр вместе с другими коллективами самодеятельности перебрался из заводского клуба в новое просторное здание. Со времени основания оркестра сменилось уже не одно поколение музыкантов и дирижёров (хотя и сегодня среди них есть участники ВОВ), но коллектив существует до сих пор. Оркестр исполняет традиционную духовую музыку, его неизменно приглашают на все мероприятия для ветеранов, которые проводятся во Дворце, и пожилые гости праздников с удовольствием танцуют под игру своих сверстников, словно возвращаясь во времена молодости, когда эта музыка так часто звучала по вечерам на танцевальных площадках в парках. Выступает Народный духовой оркестр и за пределами Дворца, на праздниках, в том числе на Дне города. Кстати сказать, духовых оркестров в Москве не так много, и Культурный центр по праву гордится тем, что два из них обитают под его крышей.
Большое внимание "Москвич" уделяет клубной работе. В КЦ много клубов по интересам, среди которых, например, клуб любителей танца. Если взрослые участники коллектива "Алеко" занимаются танцами более профессионально, по определенной программе, с прицелом на участие в конкурсах "Для тех, кому за 30", то здесь обучаются тем же бальным танцам на любительском уровне, как говорится, для себя, для души, не заботясь о победах, званиях .и костюмах для выступлений. После перехода "Москвича" в разряд государственных учреждений культуры к перечню его клубов официально присоединился танцевальный клуб "Для тех, кому за 70" с названием "Грандсиньоры" (раньше КЦ просто предоставлял ему место для занятий). Пожилые танцоры как раз лёгких путей не ищут: они осваивают профессиональную программу и выступают на вечерах в бальных туалетах.
Государственная поддержка позволила открыть во Дворце несколько новых клубов. Самым "экзотическим" представителем этого сообщества, наверное, можно назвать клуб грибоводов "Бионика". Но особенно радует возросшее количество клубов, которые объединяют пожилых людей. С девизом участниц хора "Журавушка" согласны многие. Скорее, "молодёжно" звучащее название "Энтузиаст", например, принадлежит клубу энергичных пенсионеров, которые сидению дома предпочитают занятия гимнастикой, фортепьяно, танцами и пением. В прошлом году концерт, посвящённый Дню пожилого человека, который прежде устраивался в основном силами детских коллективов, был составлен из выступлений виновников торжества. После концерта зрители расходились, восхищённые активностью своих ровесников. И можно надеяться, что одним восхищением дело не ограничилось - выступающие смогли заразить гостей своим примером. "Основная цель, которую мы ставили, проводя этот концерт, показать пожилым людям, что в любом возрасте творчеством можно и нужно заниматься, - говорит заместитель директора "Москвича". - И она достигнута".
Автомобиль "Москвич" и производивший его завод отошли в прошлое. Но Культурный центр, носящий их имена, продолжает жить. Для москвичей.
Оксана БУБЛИК
|