Программы
(ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА МОСКВЫ)
События
(ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК)
Юбилеи
(СТО ЛЕТ - Н Е СТАРОСТЬ)
Юбилеи
(20 ЛЕТ В СТРАНЕ ДЕТСТВА)
Юбилеи
(МОНУМЕНТАЛИСТ, АРХИТЕКТОР, ДИЗАЙНЕР)
Очаги культуры
(«МОСКВИЧ» - ДЛЯ МОСКВИЧЕЙ)
Фестивали
(СКАЗКИ «ЗОЛОТОЙ РЕПКИ»)
Фестивали
(ФРАНЦУЗСКАЯ РЕЧЬ НА НИКИТСКОМ БУЛЬВАРЕ)
Традиции
(МЕРА ЖИЗНИ)
Наше наследие
(СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ)
Московские адреса
(ГОРОД НАЧИНАЕТСЯ С ВОКЗАЛА)
Очаги культуры
(«РОССИЯ МОЛОДАЯ»)
Премьеры
(«ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ...»)
Премьеры
(«ГРАФ МОНТЕ-КРИСТО»)
Выставки
(МАШИНА ВРЕМЕНИ «НА КАШИРКЕ»)
Культ личностей
(МОСКОВСКИЙ ПЕТЕРБУРЖЕЦ)
Выставки
(НЕ ПОЗВОЛЯТЬ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ)
|
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕЧЬ НА НИКИТСКОМ БУЛЬВАРЕ
Дыхание улиц Парижа ощутили зрители на XII Международном фестивале молодёжных франкофонных театров "Маски", прошедшем в конце минувшего года в Москве.
Несколько красочных спектаклей увидели зрители, пришедшие в этот день в ЦДЖ, и эти спектакли были лишь началом четырёхдневного фестиваля. Но они уже отражали разнообразие сюжетов, постановок и безграничную фантазию актёров и режиссёров, т. е. юных участников театральных коллективов и их преподавателей.
Открылся фестиваль спектаклем "Красное кимоно", представленным коллективом "VOILA" из Санкт-Петербурга. Маленькая японская деревушка, где кипят такие же страсти, как и в любой другой точке мира, - там разворачивается история любви гейши и самурая. И странно было слышать в слякотном российском декабре безупречную французскую речь из уст юных гейш, разодетых в многокрасочные кимоно. На форуме-обсуждении спектаклей, проходившем так же на французском языке, как и весь фестиваль, ребята из "Красного кимоно", самые младшие из присутствовавших, смутились, и на вопрос "Что вы чувствовали во время игры?" кто-то из них ответил: "Волнение". Куда делась блестящая французская речь? Этим подросткам не грозит "звёздная болезнь".
И полетела, полетела девизом всего четырёхдневного праздника единственная песня на русском языке - песня, завершившая спектакль "Красное кимоно", спектакль-открытие всего фестиваля:
"За ночлег и пригоршню меди
Мы сыграем вам сто комедий,
И в каждой вы узнаете
Любви мотив печальный.
Господа, сеньоры и леди,
Мы сыграем вам сто трагедий,
Чтобы ваши дети плакали
Над песенкой случайной...".
К началу каждого спектакля гостей созывал весёлый звон колокольчика, с которым кто-нибудь обходил зал и вестибюль. А в перерывах на роскошную лестницу ЦДЖ, сидеть на которой одно удовольствие, ибо ступени устланы коврами, а перила оформлены под мрамор, выносили огромную корзину сушек, из которой любой желающий мог брать их сколько угодно. Называлось это сушки-бар, однако, несмотря на такую шутку над японским национальным блюдом, корзина стала своеобразным символом истинно русского гостеприимства: сушек с избытком хватило на всех участников и гостей фестиваля.
А после японцев-петербуржцев на сцену вышел румынский коллектив "AMIFRAN". Название спектакля в программке удивляло - "Красавица и чудовище поют блюз". Ах, как, оказывается, зажигательно может петь чудовище, да ещё и на французском языке! А красавица в рваной джинсовой юбке и футболке внешне ничем не отличается от тысяч молодых девчонок. И в конце концов обретают своё счастье и она, и чудовище, которое и не чудовище вовсе, а темпераментный высокий юноша, ставший таким, всего лишь сорвав с лица маску. И не нужно знать французский язык, чтобы понять финал спектакля, когда хор закрывает красавицу и её жениха широким куском белой материи, а потом жестами показывает залу: "Тише!" и произносит, кивая на материю, только одно слово, понятное в любой культуре: "Амууур"...
Театр "MIRACLE" из Смоленска вообще удивил зрителей сочетанием потрясающего юмора и философии в спектакле "Пикник". Солдат несёт службу, и вдруг мимо его поста как ни в чём не бывало идут его отец и мать - весёлые, жизнерадостные - и располагаются на пикник, не обращая никакого внимания на раздающиеся оружейные залпы. Хотя нет, какое там "не обращая"! Они вообще не понимают, что идёт война, что их могут убить, и под шум летящего бомбардировщика, из которого на землю несётся - практически с неба - что-то очень шумящее и очень смертоносное, они открывают зонтик и начинают танцевать, пока солдаты в ужасе падают за блиндаж. И санитары с носилками всё время танцуют, не стойтся им на месте... Правда, в самом конце спектакля эти же санитары идут уже не танцуя подбирать тела убитых...
Были и другие ребята - итальянцы, румыны, русские из разных ещё городов. Обо всех не расскажешь, это заняло бы много времени - ведь все по-своему оригинальны и каждый коллектив заслуживает отдельной рецензии. Но всех их объединяли два момента - свободное владение французским языком и... дух Франции, который они привезли с собой: и сицилийский лицей, и тульский театр. Не верилось, что половина этих ребят -русские, настолько романтично и весело выглядели все они независимо от национальности. Кое-кто в перерывах между спектаклями даже танцевал, одна девушка играла на флейте, и на этот мотив многие из присутствовавших начали петь какую-то известную им французскую песенку... У всех у них - в Румынии, на Сицилии, в Москве, Нижнем Тагиле - своя маленькая Франция, которую они очень искренне, со всей непосредственностью молодости любят.
Эта дружба народов под руководством Мельпомены и Талии - что это: признак размывания национальной культуры или, напротив, показатель бережного отношения к данному явлению? Конечно, второе. Такой и должна быть в идеале глобализация - не смешение всего и всех в одну большую невнятную разноязыкую толпу, знающую кое-как несколько английских слов, а органичное взаимодействие, культурный обмен, в конце концов, действительно дружба... Не забывать о ценности и совершенстве своей культуры, своего языка, об истории и традициях своего народа и при этом с уважением и интересом относиться к другим культурам - вот вариант общения разных наций, который устроил бы всех. Жаль, что далеко не всегда это общение происходит именно так...
Фестиваль франкофонных театров "Маски" - не только развивающая программа для молодёжи, нацеленная на изучение французского языка, но и совершенствование актёрского таланта. Это ещё и один из этапов пути к толерантности, к согласию между национальными культурами, к их взаимному интересу при сохранении собственной культурной самобытности.
Сергей ИВАНОВ
|