Главная     Редакция     Архив     2(66)/2009  
 

Музеи
(НОВЫЙ ПРОЕКТ)


Фестивали
(ПЕСНОПЕНИЯ В ХРАМЕ ИСКУССТВА)


Фестивали
(«КАК НА ГОРУШКЕ СТОЯЛА МОСКВА…»)


Культ личностей
(НА МУЗЫКАЛЬНОМ ОЛИМПЕ)


Память
(«ЦВЕТНЫЕ ПЕРЕЗВОНЫ»)


Конкурсы
(РЕЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ)


Издания
(«БРАТИНА»-12)


Награждения
(«ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ»)


Наше наследие
(БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ И ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ)


Театр
(СТРЕМЯСЬ УСЛЫШАТЬ ВРЕМЯ)


Очаги культуры
(ЖИТЬ В ГАРМОНИИ)


Очаги культуры
(РОДОМ ИЗ СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ)


Международные связи
(В ГОСТЯХ У БРИТАНСКИХ КОЛЛЕГ)


Рядом с нами
(ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ)


Традиции
(СЪЕЗЖИЙ ПРАЗДНИК)


Выставки
(РОМАНТИКИ ОГНЕДЫШАЩЕГО ГОРНА)


Выставки
(СВЕТЛЫЙ И РАДОСТНЫЙ МИР)


Выставки
(ЦАРСКОЙ СЕМЬИ УЧИТЕЛЬ)


«ЦВЕТНЫЕ ПЕРЕЗВОНЫ»

В предновогодние дни в рамках фестиваля колокольных звонов «Звени, душа, во все колокола!», проводимого Московским институтом социально-культурных программ, состоялся литературно-музыкальный вечер «Над нами стояло высокое небо…».

Название взято из стихотворения замечательного поэта Николая Ивановича Тряпкина, к 90-летию которого и был приурочен вечер.
     На нём выступили столь весомые в литературном мире фигуры, как поэт, первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов, заведующий отделом критики журнала «Наш современник» Сергей Куняев, поэт Василий Казанцев. Читали стихи, делились впечатлениями о творчестве Николая Тряпкина участники литературной студии «Братина», члены литературного объединения подмосковного Реутова «Исповедь». Присутствие последних не случайно: именно в Реутове долгие годы жил и создавал свои лучшие стихотворения Николай Тряпкин.
     Василий Казанцев очень высоко оценил в своём выступлении стихи собрата по перу. Стихотворение «Летела гагара…», на его взгляд, принадлежит к лучшим образцам поэтической лирики XX века. За внешне неброскими, незамысловатыми образами здесь открывается целая Вселенная.
     «Даже если бы Тряпкин ничего больше не написал, за одно это стихотворение он надолго бы остался в русской литературе», – сказал Казанцев. Он вспомнил и о том, что известный поэт и критик Станислав Куняев ещё в 70-е годы прошлого века причислял Николая Тряпкина к поэтам общемирового значения.
     Фёдор Черепанов сделал акцент на «колокольном» начале в творчестве поэта. Ведь он из тех, кто своими духовными прозрениями возвращал наше общество из состояния «атеистической амнезии». Тряпкин, в ранних стихах которого сильны языческие мотивы, в конце концов пришёл к Богу и во многом благодаря воспоминаниям, зароненным в благодатную почву ещё детской души. Вот как воскресает в памяти поэта деревенский храм, льющий чудодейственные колокольные звоны:
     А во дни торжества он, как птица,
          и гордый, и вольный,
     И царил, и парил, не жалея воскрылий своих,
     И гремел голосами, и грохал жезлом
          колокольным,
     И вовсю распускался хвостом
     перезвонов цветных…

     Геннадий Иванов рассказал о том, что незаурядность натуры Николая Тряпкина ярко выступает в созданных им образах. Надо было иметь смелость, причём не только поэтическую, чтобы в 1973 г. издать такие, только внешне шутливые, строки, написанные ни много ни мало от лица Господа:
     Ты же, Тряпкин Николай,
     Заходи почаще в рай.
     Только песенки плохие
     Ты смотри не издавай.
     А не сделаешь такого,
     Я скажу, мол: «Ах ты, вошь!
     И к Сергею Михалкову
     В домработники пойдёшь».

     Для тех, кто не знает или подзабыл, напомню: в те годы Сергей Михалков был не только поэтом, но и крупным чиновником от литературы.
     Не раз на вечере звучали слова о том, что имя Николая Тряпкина незаслуженно замалчивается в последние годы. Как горько посетовал Сергей Куняев, даже нахождение архива сегодня, спустя почти 10 лет после смерти поэта, есть тайна за семью печатями.
     Но неоднократно высказанная здравая мысль о том, что время разбрасывания камней прошло и пора возвращать имя выдающегося поэта широкому читателю, всё-таки возобладала над унынием.
     Ведущий, поэт Александр Фомин, умело расцветил свою речь цитатами из стихов Н.Тряпкина и внёс в атмосферу вечера нотки артистизма.
     Конечно, звучала на встрече и музыка. Ведь и сам поэт, чтобы преодолеть заикание, не читал, а именно напевал свои стихи. Музыкальные дуэты «Перекат» и «Серебряные струны» прибавили хорошего настроения собравшимся.
     Хочется надеяться, что, подобно первому удару колокола, вечер положит начало целому «звону», призванному сохранить в народной памяти имя Николая Тряпкина.

Алексей ВЕРХОЯНЦЕВ

P. S. Буквально через несколько дней после вечера было принято решение о создании Комиссии по сохранению творческого наследия Николая Ивановича Тряпкина. На учредительном собрании, прошедшем в здании Союза писателей России, был утверждён её состав. Председателем комиссии назначен профессор Литературного института имени А.М.Горького Владимир Смирнов, сопредседателем – директор Московского института социально-культурных программ Владимир Сергеев, ответственным секретарём – поэт Алексей Полубота. В состав комиссии вошли также поэты: Василий Казанцев, Геннадий Иванов, Фёдор Черепанов, Александр Фомин, Григорий Шувалов, литературоведы и критики Сергей Куняев, Валентин Камышан, Евгений Богачков.