Главная     Редакция     Архив     2(66)/2009  
 

Музеи
(НОВЫЙ ПРОЕКТ)


Фестивали
(ПЕСНОПЕНИЯ В ХРАМЕ ИСКУССТВА)


Фестивали
(«КАК НА ГОРУШКЕ СТОЯЛА МОСКВА…»)


Культ личностей
(НА МУЗЫКАЛЬНОМ ОЛИМПЕ)


Память
(«ЦВЕТНЫЕ ПЕРЕЗВОНЫ»)


Конкурсы
(РЕЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ)


Издания
(«БРАТИНА»-12)


Награждения
(«ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ»)


Наше наследие
(БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ И ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ)


Театр
(СТРЕМЯСЬ УСЛЫШАТЬ ВРЕМЯ)


Очаги культуры
(ЖИТЬ В ГАРМОНИИ)


Очаги культуры
(РОДОМ ИЗ СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ)


Международные связи
(В ГОСТЯХ У БРИТАНСКИХ КОЛЛЕГ)


Рядом с нами
(ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ)


Традиции
(СЪЕЗЖИЙ ПРАЗДНИК)


Выставки
(РОМАНТИКИ ОГНЕДЫШАЩЕГО ГОРНА)


Выставки
(СВЕТЛЫЙ И РАДОСТНЫЙ МИР)


Выставки
(ЦАРСКОЙ СЕМЬИ УЧИТЕЛЬ)


РЕЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ

В Центре имени Вс.Мейерхольда прошёл драматургический практикум «Премьера.txt», на котором были подведены итоги Международного конкурса молодых драматургов «Премьера-2008».

Более 500 пьес из Москвы, Екатеринбурга, Тольятти, Санкт-Петербурга, Иркутска и ещё 60-ти городов России, Беларуси, Украины, Азербайджана, Казахстана, Латвии, Болгарии, Германии, Ирландии, Испании, Израиля и США. Удивительное разнообразие жанров, среди которых наравне с традиционными комедиями, трагедиями и драмами участвуют и такие литературоведческие неологизмы, как фольк-рок-пьеса, аниме-пьеса, нехронологическая комедия, «комедия с грустинкой», ретродрама, «ирои-комическая драма-басня», рефлективный фарс, «реалистическая фантасмагория», «псевдотриллер», и даже «трёхуровневая аркада для начинающих». И только восемь пьес – в финале.
     Восемь только ещё складывающихся творческих биографий, начинавшихся совсем с другой профессии – сценариста, школьного учителя, театрального критика, психолога, актёра или журналиста. И как первый шаг на театральной стезе – читки и экспресс-показы, представленные режиссёрами нового поколения, профессионально работающими с современными текстами, – «новодрамовцы» О.Лысак, Ю.Ауг, В.Приходченко, магистранты Школы-студии МХТ Е.Тыщук, М.Погребняк, кинорежиссёры C.Булов, Р.Михеенков, Е.Сердюкова. Обсуждения, детальные разборы пьес провели известные театральные деятели, среди которых: театральный критик, арт-директор Центра имени Вс.Мейерхольда П.Руднев; драматург, сценарист, режиссёр, руководитель фестиваля молодой драматургии «Любимовка», фестиваля «Новая драма», художественный руководитель «Театра.doc» М.Угаров; поэт и драматург Е.Исаева; драматург, заведующий отделом драматургии журнала «Современная драматургия» А.Коровкин; драматург А.Зензинов; театральный критик И.Болотян.
     Учреждённая Московским институтом социально-культурных программ в 2001 г., «Премьера» за восемь лет прошла путь от узкопрофессионального московского драматургического конкурса до международного театрально-драматургического проекта, включающего в себя и сам конкурс, проводящийся в двух номинациях – «Пьеса на свободную тему» и «Пьеса для детей и подростков» и ориентированный на поддержку начинающих авторов. И издание сборника пьес. И сам уникальный практикум «Премьера.txt», не просто представляющий финалистов конкурса, но и создающий условия для их успешного старта и профессионального совершенствования. Не красочный фестиваль, а рабочая лаборатория, где можно учиться азам драматургического ремесла, экспериментировать, пробовать, получая советы от коллег-драматургов, молодых режиссёров, актёров и зрителей, а также от именитых мэтров на мастер-классах. Не готовые спектакли, где умелые режиссёры скрывают за сценической эффектностью и постановочными изысками огрехи драматургов, а профессиональные экспресс-показы и читки как первый опыт апробации их текстов, дающий возможность получить оценку, увидеть своё произведение в сценической форме, проверить реакцию зрителей, когда люди театра выступают по отношению к автору в роли учителя, показывая все изъяны и недоработки. Не готовые ответы, манифесты и декларации, а поиск – новых вопросов, новых имён, новых тем, новых тенденций.
     И действительно, если перечитать тексты, оказывавшиеся в финале в разные годы, то можно говорить и об эволюции – жанровой, смысловой, изобразительной. Прежде всего меняются герои, меняется человек, о котором и для которого пишет автор.
     Ещё пять лет назад в моде были привидения, ангелы, «странные люди», больше похожие на инопланетян, чем на соотечественников, в лучшем случае – просто маргиналы. Им на смену пришли порождения «мыльных опер» – схематичные персонажи, великодушные супермены, добрые золушки, коварные злодеи, зоркие и отважные следователи, бесконечно выясняющие отношения, демонстрирующие то истовую страсть, то глубочайшее горе, периодически теряя память, детей, возлюбленных. И только в последнее время на страницах пьес начинающих драматургов стали появляться обычные люди, наши родственники, соседи, коллеги, о которых мог написать и Островский, и Чехов. При этом написать современно, актуально.
     В первый день на практикуме «Премьера.txt» были показаны две «московские» пьесы – о нашем обществе, о реалиях большого города, где жизнь регламентирована законами рынка, модой, имиджем, престижем, корпоративной этикой и психоанализом. Первая – «ТРЦ» Е.Казачкова, – словно из кубиков, построена из остросатирических скетчей, действие которых происходит в торгово-развлекательном центре, где, кажется, продают и покупают не товары, а брэнды. Меняются нравственные устои, ломаются стереотипы. И вот уже средневековый рыцарь может превратиться в промоутера, «Гроза» Островского – в блокбастер, а святой Грааль – в сувенирный магазин.
     Вещи выбираются по тренду, а мужья – по лейблу. И трагическаятсудьба, как всегда, ожидает «белую ворону», человека в одежде без логотипов и, значит, без знаков качества. Вторая пьеса – «Поиграем в города» Е. Шахновской, создающей свою модель города, используя приёмы и язык из пьес-сказок Шварца, чтобы в финале дать неожиданную и жёсткую развязку, которая придаёт совершенно новый смысл всему, что было показано прежде. Миф о жертве, приносимой дракону, оборачивается психологическим тренингом для приёма на работу.
     Второй день «Премьеры» был отдан так называемой «женской» драматургии. Пьеса «Мама» – первое слово, дороже второго» С.Самойленко из Тюмени написана в жанре мелодрамы, точнее, семейной драмы, всем близкой, всем знакомой. Большая трагедия в маленьком масштабе, когда главными врагами человека оказываются его домашние, способные причинить боль куда более изощрённо, чем любой посторонний. Трагедия в лучшем классическом проявлении, где нет ни правых, ни виноватых и все одновременно и палачи, и жертвы в своём одиночестве, непонимании и недолюбленности.
     Москвичка И.Речицкая в пьесе «Сауна» попробовала соединить документальность, достоверность материала с лиричной авторской интонацией: судьбы шести женщин, успешных, красивых, оказавшихся в самом непопулярном для литературы возрасте – между молодостью и старостью. Совсем в другом ключе выстроена пьеса М.Рождественской «Куда ушёл Лесли Хауард», показанная в заключительный день практикума, – о трёх стариках, прошедших и войну, и лагеря, связанных любовью, дружбой, общими радостями и горестями. Муж с женой и их подруга Бетт, она же Лиза, дочь русского эмигранта, снимавшаяся когда-то в той, прошлой, жизни в голливудских фильмах, танцевавшая в легендарной сцене бала в «Унесённых ветром».
     Программа третьего дня практикума была посвящена проблеме театра для подростков. Тинейджеры, наверное, всегда были самыми сложными, самыми требовательными и самыми бескомпромиссными зрителями, что объясняется и их колючим переходным возрастом – уже не дети, но ещё не взрослые, обросшие множеством комплексов, воспринимающие мир как нечто заведомо враждебное, ущемляющее их права и свободы. И любой драматург, решив писать именно для этой вечно бунтующей аудитории, должен понимать, на какой риск он идёт, и выбрать свой путь к сердцу сегодняшнего школьника: заискивать ли перед ним, рассказывать сладкую сказку, бить наотмашь чернушной правдой, читать мораль или разговаривать на равных.
     Юная героиня пьесы Р.Гуревич «...Хочу быть маленькой и худой...» – современное Чучело, девочка, которую не любят только потому, что она не вписывается в гипотетический «модельный» формат, о котором мечтают все её одноклассницы и она в их числе. Вроде бы серьёзная, важная тема, но не способная вытянуть драму с уровня школьной постановки – во многом из-за недостаточной психологической подготовки автора, необходимой, когда речь идёт о спектакле для подростков, о чём говорил во время мастер-класса режиссёр, педагог ВГИКа Владимир Ананьев. Совсем иначе, даже на уровне сленгового языка, написана весьма неоднозначная, жёсткая пьеса магнитогорца Г.Егоркина «Жалко сожжённую заживо Жанну», определённая самим автором как «трёхуровневая аркада для начинающих», где взрослые вопросы жизни и смерти решаются во время детской болтовни об играх в мобильном телефоне.
     Практикум, как обычно, завершился сводным показом мини-пьес проекта «Театр on-line», сама идея которого принадлежит режиссеру Е.Невежиной, предложившей авторам написать драматургические новеллы на заданную тему, с заданными жёсткими условиями – не более трёх страниц текста, два-три героя, внятно изложенная история, написанная по всем канонам жанра. И так, чтобы это был не просто этюд, упражнение на владение драматургическим ремеслом, но полноценное, полнокровное произведение, пригодное для сцены, имеющее шанс стать спектаклем, как это произошло с проектом «Страх мыльного пузыря». В этом году организаторы «Премьеры» предложили авторам попробовать сделать спектакль для подростков, современный и живой.
     Началось всё с откровенного разговора со школьниками 11 – 15-ти лет, актёрами Театра юных москвичей, о том, что их цепляет, раздражает, пугает. Драматурги спрашивали, дети отвечали, и в итоге появилось восемь коротких историй, анекдотичных, гротескных, трогательных, многослойных про первое предательство, первую любовь, первое осознание, что жизнь конечна. И главное – в пьесах играли сами прототипы, актёры ТЮМа, что придавало спектаклю жизненности, документальности и аутентичности.
     Лауреатом конкурса «Премьера-2008» стал екатеринбуржец Александр Сергеев (псевдоним – Алекс Бьерклунд). Его пьеса «Недочеловек», написанная в стиле мистического реализма или даже абсурда в духе Беккета (или «Теоремы» Пазолини) рассказывает о том, что бывает, когда в обычную жизнь вторгается нечто ирреальное, например человек, выросший из пола. Как мольеровский Тартюф, он заставляет героев раскрыться, обнажить всё самое потаённое, не проронив при этом ни единого слова. Победителю «Премьеры» был вручён стул – традиционный приз, символизирующий и главное рабочее место драматурга, и формат читок, в котором проходит практикум.

Виктория АКСЁНОВА