Главная     Редакция     Архив     2(66)/2009  
 

Музеи
(НОВЫЙ ПРОЕКТ)


Фестивали
(ПЕСНОПЕНИЯ В ХРАМЕ ИСКУССТВА)


Фестивали
(«КАК НА ГОРУШКЕ СТОЯЛА МОСКВА…»)


Культ личностей
(НА МУЗЫКАЛЬНОМ ОЛИМПЕ)


Память
(«ЦВЕТНЫЕ ПЕРЕЗВОНЫ»)


Конкурсы
(РЕЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ)


Издания
(«БРАТИНА»-12)


Награждения
(«ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ»)


Наше наследие
(БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ И ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ)


Театр
(СТРЕМЯСЬ УСЛЫШАТЬ ВРЕМЯ)


Очаги культуры
(ЖИТЬ В ГАРМОНИИ)


Очаги культуры
(РОДОМ ИЗ СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ)


Международные связи
(В ГОСТЯХ У БРИТАНСКИХ КОЛЛЕГ)


Рядом с нами
(ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ)


Традиции
(СЪЕЗЖИЙ ПРАЗДНИК)


Выставки
(РОМАНТИКИ ОГНЕДЫШАЩЕГО ГОРНА)


Выставки
(СВЕТЛЫЙ И РАДОСТНЫЙ МИР)


Выставки
(ЦАРСКОЙ СЕМЬИ УЧИТЕЛЬ)


НА МУЗЫКАЛЬНОМ ОЛИМПЕ

Не требует доказательств то, что великое искусство неповторимо. В нём и тайны природы, и отблески человеческой индивидуальности, творческой личности. Не секрет также и то, что едва ли не главным признаком подлинно творческой личности являются постоянная неуспокоенность, духовный поиск, доминантой проходящие через всю жизнь музыканта, артиста, – напряжённый, неустанный поиск новых идей, новых трактовок давно известной музыки, а также исполнение музыки, прежде никогда не звучавшей.

Таков выдающийся музыкант современности, скрипач, дирижёр, общественный деятель и меценат Владимир Теодорович Спиваков, чья личность уникальна во всех отношениях: он народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, имеет высшие государственные награды ряда стран, в том числе орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (Россия), орден Офицера искусств и изящной словесности и орден Почётного легиона (Франция), орден Месропа Маштоца (Армения).
     Скрипичному мастерству Владимир Спиваков обучался у прославленных профессоров Московской консерватории – Юрия Янкелевича и его второго учителя и кумира Давида Ойстраха, который вёл один из лучших в мире скрипичных классов, куда съезжались самые талантливые студенты не только со всего Советского Союза, но и из-за рубежа. В 13 лет юный, на редкость одарённый музыкант завоевал первую премию на конкурсе «Белые ночи» в Ленинграде и дебютировал на сцене Большого зала Ленинградской консерватории. Затем талант скрипача был удостоен целого ряда наград престижных международных конкурсов: имени М.Лонг и Ж.Тибо в Париже (1965), имени Н.Паганини в Генуе (1967), конкурса в Монреале (1969, I премия ) и конкурса имени П.И.Чайковского в Москве (1970, II премия). С 1975 г., после триумфальных сольных концертов Владимира Спивакова в США, начинается его блестящая международная карьера. Он выступает в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами мира.
     В 1979 г. В.Спиваков – один из величайших скрипачей мира – создаёт камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и становится его бессменным художественным руководителем, дирижёром и солистом. Дирижёрскому искусству он обучался у известного профессора Израиля Гусмана в России и великих дирижёров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США. Последний подарил В.Спивакову свою дирижёрскую палочку, с которой он не расстаётся и по сей день.
     В течение четырёх лет оркестр «Виртуозы Москвы» существовал на общественных началах. Репетировали ночами и на рассвете: то в подвале ЖЭКа, то в Академии имени Фрунзе, то в апартаментах ТАСС или АПН… Но каждый концерт музыкантов становился поистине сенсацией, начиная с самого первого, состоявшегося в Нижнем Новгороде на закрытии филармонического сезона в Кремлёвском концертом зале в июне 1979 г. А в 1983 г. оркестр получил статус Государственного коллектива. Яркий артистизм, красота звука и техническая свобода в соединении с необъятным оригинальным репертуаром, включающим шедевры четырёх веков, позволили ему занять лидирующее положение в музыкальном мире.
     Слушая звучание руководимого В.Спиваковым оркестра (будь то Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» или Национальный филармонический оркестр России), ощущаешь, что от этого Музыканта с большой буквы исходит поистине магическая сила. Кажется, одного его присутствия для коллектива оркестра достаточно, чтобы по-новому ощутить исполняемую музыку, услышать в ней какие-то скрытые прежде нюансы. Подобно талантливому скульптору, «лепит» он музыкальные образы, отсекая ненужное и, напротив, добавляя новые грани.
     С 1989 г. прославленный маэстро В.Спиваков проводит ежегодный Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), являясь его художественным руководителем. В фестивале принимали участие такие выдающиеся музыканты, как М.Ростропович, И.Менухин, Е.Светланов, К.Пендерецкий, К.Циммерман, Т.Квастхофф, М.Плассон, Е.Кисин, В.Репин, Н.Луганский…
     2009 г. – юбилейный для маэстро. Созданный и руководимый им Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» отмечает в сезоне 2008/2009 гг. своё 30-летие. В связи с этим уже состоялось юбилейное турне «Виртуозов Москвы» по городам Дальнего Востока. Кроме того, в течение сезона пройдёт серия юбилейных концертов оркестра с участием всемирно известных музыкантов. В мае 2009 г. исполняется 15 лет Международному благотворительному фонду Владимира Спивакова. А в сентябре маэстро отметит своё 65-летие.
     Среди главных направлений деятельности МБФ В.Спивакова – помощь детям, одарённым в музыке и изобразительном искусстве, помощь в развитии их талантов, организации творческого процесса в России и за границей, а также сохранение и развитие культурных ценностей и обеспечение всесторонней благотворительной поддержки.
     По масштабу своей деятельности Фонд В.Спивакова, пожалуй, не имеет себе равных: более 8 тыс. детей получили помощь, организовано более 5 тыс. концертов в городах России и за рубежом, в том числе с участием Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и Национальным филармоническим оркестром России, проведено более 400 художественных выставок с участием около 1 тыс. детей, издано 8 каталогов с работами юных художников, около 2 тыс. человек являются стипендиатами Фонда, более 1 тыс. человек постоянно участвует в программах Фонда. 400 участников его программ – лауреаты международных конкурсов и фестивалей. Ежегодно проводятся мастер-классы в России и за рубежом в рамках программ «Музыкальный класс» и «Дети – детям».
     МБФ В.Спивакова поддерживает также многие социальные программы, связанные с образованием, наукой, искусством и культурой. Фонд осуществляет поддержку в сфере детского здоровья, помогает сиротам, детям-инвалидам, детским домам и больницам.
     Ближайшими сподвижниками В.Спивакова по работе Фонда являются настоящие фанаты своего дела – исполнительный директор Фонда Екатерина Ширман и его художественный руководитель заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии имени Т.Г.Шевченко, лауреат премии ЮНЕСКО и международных фестивалей Пётр Гулько, рассказавший в интервью нашему журналу об основных программах Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова:
     – Одной из самых интересных и важных для нас является программа Фонда «Экология души». Как Вы, наверное, знаете, президент Дмитрий Медведев объявил 2009 год Годом экологии. Россия пытается каким-то образом защитить себя от экологических катастроф, найти решение проблемы, которой во всём мире уделяют внимание уже на протяжении многих лет. Наконец-то и мы осознали, что экология окружающей среды – это очень важно. Но мало кто говорит сегодня о том, как сохранить душу человека. Раньше, в Советском Союзе, классическое искусство поддерживалось государством. Это было мощное, грандиозное здание культуры, которой восхищался весь мир. И наши посланцы, когда выезжали за рубеж, побеждали без помощи ракет и прочего оружия. Абсолютным оружием всегда были искусство, высокая культура. Мне кажется, что без этого просто невозможно построить нормальное, процветающее общество… Так родилась идея программы. Цифры деятельности нашего Фонда говорят сами за себя: это более 24 тыс. детей, которым Фонд помог; при поддержке Фонда сделана 101 медицинская операция…
     Президент Фонда Владимир Теодорович Спиваков убеждён также в том, что дети должны играть на хороших инструментах. За прошедшие годы Фондом подарено более 412 инструментов. Для Владимира Теодоровича это очень важно. Он понимает, что Россия есть единое пространство, прошлое и настоящее. Будущее не возникнет, если сегодня у нас нет настоящего. Мы порой поразительно недальновидны, эгоистичны и сиюминутны. Нам кажется сейчас – это главное, а будущее – это нечто неопределённое. Но само по себе ничего не происходит. Маэстро Спиваков когда-то произнёс ключевую фразу: «Будущее рождается сегодня. Если вы не поможете ему состояться, завтра может не наступить никогда». И это на самом деле так.
     Известный писатель Анатолий Игнатьевич Приставкин (у него самого было трудное детство, он воспитывался в детском доме), бывший председателем Комиссии по помилованию при Президенте РФ, подал идею, чтобы дети Фонда выступали перед детьми в исправительных колониях. Так началась программа «Дети на обочине». Стипендиаты Фонда объездили с концертами уже 46 таких колоний временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. Само слово «изоляция» – это страшно по отношению к детям. Сколько у нас бездомных, наркоманов, детей-преступников – это же устрашающие цифры! Даже после войны не было такого. Колонистам, никогда не видевшим гобоя или флейты, концерты их сверстников-музыкантов дают мощный моральный посыл. Поэтому нашу программу можно назвать своеобразным «нравственным камертоном».
     Ещё одна, не имеющая аналогов программа, которая проходит здесь, в Московском международном Доме музыки, это программа «Дети – детям». И порой удивляешься, как пятилетние дети с родителями сидят и внимательно слушают двухчасовую концертную программу. Для участия в этой программе мы приглашаем юных музыкантов из разных городов России.
     География дел Фонда вышла далеко за пределы нашей страны: открылись и работают его филиалы в Армении, Болгарии, Франции, Башкортостане, представительства Фонда есть в Грузии, Узбекистане, Украине и других бывших республиках Советского Союза. Когда Союз распался, у музыкантов в прошлом одной страны, связанных советской, русской исполнительской школой, возникла потребность не прерывать общения друг с другом. Только через культуру, искусство, музыку можно договориться между собой разным народам. Это универсальный язык, который понятен всем. Так возникла идея фестиваля «Москва встречает друзей», и наша столица вновь стала собирать вокруг себя друзей, как когда-то великое княжество московское…
     Осуществляется взаимообмен и с дальним зарубежьем: уже действуют Скандинавский, Немецкий, Турецкий филиалы Фонда, многие российские дети учатся за рубежом, а из-за рубежа к нам, в Москву, чтобы получить здесь лучшее музыкальное образование, стремятся молодые музыканты из Хорватии, Греции, США, Италии, Турции, Румынии, Республики Корея, Японии, Франции…
     У нас есть специальная карта творческих маршрутов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. И практически нет ни одной точки на земном шаре (включая Новую Зеландию), где бы не побывали наши дети. И это тоже показатель. Не случайно Фонд избран представителем Всемирной молодёжной музыкальной организации «Жёнесс мюзикаль», в которой ранее Россия представлена не была. Мы создаём эту своего рода стартовую площадку, чтобы у нашей страны было будущее. И делать это надо сегодня, сейчас. Всё творчество Владимира Спивакова – выдающегося музыканта и человека большого сердца – объединяет душа, открытая навстречу доброму и прекрасному. Леонард Бернстайн сказал о нём: «Золотое сердце, золотые руки, золотая душа»…
     Владимир Теодорович Спиваков по праву принадлежит музыкальному Олимпу.

Ирина НОВИЧКОВА