Музеи (НОВЫЙ ПРОЕКТ)
Фестивали (ПЕСНОПЕНИЯ В ХРАМЕ ИСКУССТВА)
Фестивали («КАК НА ГОРУШКЕ СТОЯЛА МОСКВА…»)
Культ личностей (НА МУЗЫКАЛЬНОМ ОЛИМПЕ)
Память («ЦВЕТНЫЕ ПЕРЕЗВОНЫ»)
Конкурсы (РЕЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ)
Издания («БРАТИНА»-12)
Награждения («ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ»)
Наше наследие (БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ И ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ)
Театр (СТРЕМЯСЬ УСЛЫШАТЬ ВРЕМЯ)
Очаги культуры (ЖИТЬ В ГАРМОНИИ)
Очаги культуры (РОДОМ ИЗ СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ)
Международные связи (В ГОСТЯХ У БРИТАНСКИХ КОЛЛЕГ)
Рядом с нами (ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ)
Традиции (СЪЕЗЖИЙ ПРАЗДНИК)
Выставки (РОМАНТИКИ ОГНЕДЫШАЩЕГО ГОРНА)
Выставки (СВЕТЛЫЙ И РАДОСТНЫЙ МИР)
Выставки (ЦАРСКОЙ СЕМЬИ УЧИТЕЛЬ)
|
НОВЫЙ ПРОЕКТ
Правительство Москвы поддержало Концепцию музейного освоения одного из уникальных памятников архитектуры московского градостроения.
Решение передать для развития Музея истории Москвы памятник архитектуры «Провиантские магазины» открыло перспективу создания нового, соответствующего имиджу столицы, музея города. Об этом мы беседуем с генеральным директором Музейного объединения «Музей истории Москвы» заслуженным работником культуры РФ Галиной Ивановной Ведерниковой.
– Галина Ивановна, что было положено в основу разработки новой концепции Музея истории Москвы?
– Прежде всего учитывались мнения учёных, ведущих музейных специалистов, предложения москвичей – посетителей музея.
Определяя образ Музея истории Москвы в XXI в., мы исходим из того, что в условиях глобализации в мире кардинально изменилось представление о музеях городов, их роли и функциях.
Сегодня нам понятно, что миссия музея города состоит не только в том, чтобы сохранять и исследовать наследие ушедших эпох. Современный городской музей изучает настоящее и будущее развитие города, содействует гармонизации общественных отношений, в том числе национальных, конфессиональных, является динамичным образовательным и досуговым центром, интересным для всех групп населения, особенно для молодёжи и детей. Иными словами, музей нужен, чтобы горожане лучше узнали, полюбили свой город, стали его патриотами.
– Галина Ивановна, ваш музей имеет собственную уникальную историю развития.
– Верно. Но стоять на месте нельзя даже в музейном деле. Мы полагаем, что для создания инновационного музея у нас есть необходимые предпосылки – наличие одного из лучших музейных собраний, обширного по составу, исторически значимого по содержанию и насчитывающего более 1 млн. музейных предметов. Сейчас мы экспонируем в основном здании менее 1% коллекции, около 2,5 тыс. предметов. Мы рассчитываем в постоянной экспозиции нового музея представить до 30% собрания, более 300 тыс. экспонатов. Остальные коллекции будут активно использоваться в выставочной деятельности, и концепция предусматривает значительные выставочные пространства.
Прекрасный архитектурный ансамбль – памятник, построенный в честь Отечественной войны 1812 г., с удачным расположением в исторической части города, по соседству с известными музейными центрами.
На первой стадии проектирования возможно соединить усилия архитекторов, реставраторов, дизайнеров, музейных специалистов, инженеров различных направлений для разработки и внедрения в проект актуальных идей, новейших музейных технологий, обеспечить привлечение зарубежных фирм и специалистов с учётом опыта Государственного Эрмитажа и Государственного архива в Санкт-Петербурге. Важно, что уже утверждено Технологическое задание на проектирование, реставрацию, регенерацию и приспособление под музейные цели объекта «Провиантские магазины», где представлены инновационные функции музея.
– Что ещё было особенно важным в подготовительном периоде?
– Концепция учитывает опыт создания лучших городских музеев. В Музее Шанхая, например, 130 тыс. предметов, при этом его общая площадь более 40 тыс. кв. м. Музей Сеула при 30 тыс. предметов занимает вместе с территорией внутреннего двора 100 тыс. кв. м. Это лишний раз подтверждает, что музеи являются одними из основных институтов культуры в современном городе, им создаются условия для масштабной работы с горожанами.
Наш музей соединит в себе: полномасштабную экспозицию по всем периодам развития города; инновационный проект «Москва будущего»; выставочные пространства; оптимальное размещение коллекций; аудитории и залы для музейных программ; современную инфраструктуру обслуживания посетителей.
Ядром нового музея станет постоянная экспозиция «Москва с древнейших времён до наших дней». Она создается на основе подлинных предметов и разместится в трёх исторических зданиях на площади около 14 тыс. кв. м. Образы разных эпох отразят эволюцию города от поселения боярина Кучки до современного мегаполиса.
Символом новой экспозиции станет дорога, отражающая исторический путь Москвы. По тропе древнего города, грунтовой дороге и деревянным мостовым средневековой Москвы, по брусчатке петровской эпохи посетители выйдут на асфальтовую площадь современного города.
Незабываемое впечатление произведёт осмотр боярских палат, усадьбы небогатого москвича, лавок ремесленников, торговых рядов, доходного дома, коммунальной квартиры, «хрущёвки». В отдельной экспозиционной галерее впервые будет представлен раздел «Москва. ХХ век». Образно-художественные инсталляции отразят превращение Москвы в мегаполис. Важнейшие события столетия предстанут в отдельных интерьерных комплексах, в экспозиции будут показаны мемориальные и личные архивы выдающихся москвичей.
Но музей XXI в. не может обойтись без показа будущего города, футуристических идей и реальных проектов его развития. «Москва будущего» – отдельный проект экспозиции, лучше всего он может быть реализован в новом здании, построенном на прилегающей территории. Мировой опыт показывает, какой интерес вызывают у посетителей интерактивные карты, макеты, диорамы будущей застройки города. Частью этой экспозиции станет раздел «Открытый музей» под девизом «История моей семьи в истории Москвы».
– Какие новшества продемонстрирует комплекс посетителям?
– Экспозиционное пространство дополнят образовательные аудитории для семинаров и занятий по москвоведению, краеведению, нумизматике, археологии и т. д.
Концепция даёт новое представление о масштабах и роли выставочной деятельности музея города в XXI в. Город испытывает острую необходимость в увеличении не только числа выставок, но и их тематического разнообразия и социальной направленности. Выставочное пространство музея не менее 5 тыс. кв. м. Позволит принимать выставки других музеев городов, проводить коллекционные, тематические, авторские выставки, в том числе по социальным проблемам развития города, выставки новых поступлений и даров москвичей – до 100 выставок в год.
Для детей от 5 до 9 лет мы предлагаем создать Детский музейный центр с интерактивной экспозицией «Колесо истории». Специальные программы для дошкольников обеспечат сочетание игры, приёма «Можно трогать руками» с познавательными навыками, которые помогут адаптации детей к жизни в большом городе.
Огромное значение для музейной жизни имеет пространство внутреннего двора, где возможно проведение крупных городских праздников и акций: Дня города, Дней исторического и культурного наследия Москвы, Ночи в музее и других масштабных мероприятий. Замкнутое пространство внутреннего двора позволяет воссоздать жизнь на городской площади в различные эпохи и представить исторический театр, сцены городской жизни.
Все экспозиционные и выставочные площадки музея в совокупности займут около 30 тыс. кв. м.
Важным для москвичей станет возрождение масштабной деятельности Городского экскурсионного бюро при музее. Его задачей будет проведение автобусных, пешеходных, велосипедных и речных экскурсий с обслуживанием до 100 тыс. человек ежегодно. Само городское пространство станет своеобразной музейной экспозицией.
Функционирование музея в полном объёме невозможно без обеспечения хранения коллекций в соответствии со стандартами музейной практики.
Концепция предполагает не только создать фондохранилище, но и организовать «Открытое хранение фондов». Такой приём позволит значительно увеличить объём экспонируемых предметов, показать разнообразные коллекции, привлечь внимание посетителей к значению культурного наследия. Особенно интересной для посетителей станет возможность увидеть работу реставраторов.
Считаю принципиально важным привлечь внимание членов правительства к формированию новых коллекций и пополнению имеющихся.
По нашему мнению, интересно собрать в коллекцию ранее недоступные, крупногабаритные предметы: транспортные средства, предметы городского хозяйства и быта. Мы можем продолжить комплектование произведений русских художников, скульпторов, графиков работами современных выдающихся мастеров.
Музей не будет интересен без инсталляций, гобеленов, мозаичных панно, скульптурных композиций и других, специально созданных для него объектов культуры.
Мы предлагаем увеличить объёмы комплектования в ближайшие годы в два раза – до 10 тыс. предметов в год. Это станет возможным в случае корректировки Комплексной целевой программы «Культура Москвы 2008 – 2010 гг.» за счёт внутренних резервов Департамента культуры города Москвы, а при появлении финансовой возможности и за счёт дополнительного финансирования.
Приспособить исторические здания для нового музея нельзя без современных высокотехнологичных инженерных решений: систем музейного пожаротушения, защиты и обеспечения безопасности, климат-контроля, очистки и кондиционирования воздуха, тепло- и водоснабжения, высокоскоростных средств связи и светотехнических решений, которые должны быть разработаны при проектировании.
В экспозиционных залах должны активно работать информационные киоски, звуковые и световые эффекты (шумы города) и даже – запахи.
Самое современное оборудование необходимо для экспонирования особо ценных предметов и раритетов. Специальные витрины с индивидуальной защитой, климат-контролем и освещением обеспечат постоянную сохранность экспонатов, их визуальную доступность посетителям.
Выставочные залы в новом здании могут проектироваться как свободное пространство с модульным оборудованием и воспроизводящей техникой.
Особого внимания потребует обслуживание посетителей с ограниченными возможностями: для слабовидящих людей информацию обеспечит шрифт Брайля, для детей с нарушениями слуха – специальные аудиогиды, для людей с ограничениями двигательного аппарата – соответствующие средства передвижения: лифты, пандусы, эскалаторы.
Общественный совет при Мэре города Москвы поддержал архитектурную концепцию приспособления «Провиантских магазинов» под музейные цели: научную реставрацию памятника, использование внутреннего двора, подземного пространства, строительство на прилегающей территории дополнительного здания. Такой музейный комплекс сможет ежегодно обслуживать до 2,5 млн. человек.
Организация входа в музей из вестибюля станции метро «Парк культуры» позволит решить проблему его доступности для посетителей и обеспечит постепенное погружение в историческую среду. Мы предлагаем Правительству города Москвы рассмотреть идею о переименовании (после завершения работ) одной из двух станций метро «Парк культуры» в «Музей Москвы». В сознании миллионов москвичей станция «Музей Москвы» станет одним из символов города наряду с аналогичными станциями – «Парк Победы», «Ботанический сад».
Новый музей предполагает создание более 1 тыс. рабочих мест для специалистов: музейных педагогов, социальных психологов, специалистов по адаптации лиц с ограниченными возможностями программистов виртуальных экспозиций и анимационных программ. Особая роль отводится музейным инженерам и технологам.
Беседу провела Ирина АВЕРКИЕВА
P. S. от редакции. Партнёры музея – структуры власти, бизнеса, молодёжные, творческие, общественные объединения, простые москвичи с нетерпением ожидают реализации этого уникального проекта. Ибо современный музей – это и своеобразный форум городского сообщества, и богатейшее собрание коллекции, воссоздающей все исторические эпохи развития столицы, помогающей уверенно разглядеть её будущее.
|