Музеи (НОВЫЙ ПРОЕКТ)
Фестивали (ПЕСНОПЕНИЯ В ХРАМЕ ИСКУССТВА)
Фестивали («КАК НА ГОРУШКЕ СТОЯЛА МОСКВА…»)
Культ личностей (НА МУЗЫКАЛЬНОМ ОЛИМПЕ)
Память («ЦВЕТНЫЕ ПЕРЕЗВОНЫ»)
Конкурсы (РЕЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ)
Издания («БРАТИНА»-12)
Награждения («ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ»)
Наше наследие (БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ И ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ)
Театр (СТРЕМЯСЬ УСЛЫШАТЬ ВРЕМЯ)
Очаги культуры (ЖИТЬ В ГАРМОНИИ)
Очаги культуры (РОДОМ ИЗ СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ)
Международные связи (В ГОСТЯХ У БРИТАНСКИХ КОЛЛЕГ)
Рядом с нами (ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ)
Традиции (СЪЕЗЖИЙ ПРАЗДНИК)
Выставки (РОМАНТИКИ ОГНЕДЫШАЩЕГО ГОРНА)
Выставки (СВЕТЛЫЙ И РАДОСТНЫЙ МИР)
Выставки (ЦАРСКОЙ СЕМЬИ УЧИТЕЛЬ)
|
ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Указом мэра города Москвы Галине Павловне Чиняковой, заведующей сектором редкой книги научной библиотеки Федерального государственного учреждения культуры «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» за участие в воссоздании росписи храма во имя Софии, Премудрости Божией, у Пушечного двора, что на Лубянке, была присуждена премия города Москвы в области литературы и искусства.
Казалось, сама судьба вела Галину Павловну Чинякову в мир искусства и живописи. Отец с раннего детства водил девочку на художественные выставки. В шесть лет впервые Павел Игнатьевич привёл маленькую Галю в Третьяковскую галерею, где сегодня она является одним из ведущих сотрудников. До сих пор Галина вспоминает, как шли они с отцом через мосты от станции метро «Библиотека им. Ленина» смотреть сказочные картины Виктора Васнецова и пейзажи русских мастеров. Эту любовь к русской живописи Галина Павловна сохранила на всю жизнь.
После школы Г.П.Чинякова поступила в Московский государственный институт культуры и уже там начала писать художественные эссе и публицистику. Особенно Галину интересовало творчество Михаила Врубеля, тогда же ею была написана курсовая работа о связи графики М.Врубеля с поэзией Михаила Юрьевича Лермонтова. Чтобы ближе и глубже познакомиться с работами мастера, в течение года Галина приезжала в фонды отдела дореволюционной графики Третьяковской галереи, в которую по окончании института её пригласили на работу. В 1976 г. Г.П. Чинякова пришла в свой любимый отдел дореволюционной графики на должность лаборанта: оформляла рисунки, наблюдала, как работают реставраторы, а позднее, в 1979 г., она перешла в библиотеку Третьяковки, где ей поручили работу по составлению историко-библиографического указателя художников серебряного века («Мир искусства»).
Спустя некоторое время Галину Павловну привлекла древнерусская тематика: она стала глубже интересоваться и изучать древнерусское искусство, начала писать статьи об иконах, а также по истории древнерусской культуры и символики. Через несколько лет в библиотеке был создан отдел редкой книги, и Галине Павловне предложили его возглавить. В фондах отдела хранятся уникальные древнерусские рукописи (с XI по XIX вв.), книги кириллической печати (с XVI по ХХ вв.) и русской гражданской печати ХVШ – ХIХ вв., а также ценнейшие издания XX и уже XXI вв. Сейчас при участии Г.П.Чиняковой заканчивается работа над первым томом Академического каталога древнерусской миниатюры – с ХI по ХVII вв.; одновременно продолжается работа над вторым томом (XVIII – XIX вв.). Галине Павловне приходится заниматься экспертизой старинных книг, консультировать. С любовью она рассказывает о родной библиотеке: «Книги в наши фонды попадают из самых разных источников: первоначально библиотека базировалась на собрании Павла Михайловича Третьякова, затем влилось огромное собрание Ильи Семёновича Остроухова, много дарили различные коллекционеры, сотрудники галереи, многое покупали в антикварных магазинах и даже обменивались с другими библиотеками». Галина Чинякова написала множество статей и провела значительное число исследований по истории древнерусской культуры, которая неразрывно переплетается с церковной культурой.
Большая дружба связывает Галину Павловну со многими современными русскими художниками-реалистами. Она посвятила немало статей творчеству таких известных московских художников, как И.М.Орлов, Н.П.Федосов, С.А.Гавриляченко, С.А.Сиренко и Н.Н.Третьяков, С.И.Смирнов, И.А.Каверзнев и др. Вслед за признанными мастерами появились статьи о целой плеяде талантливых молодых художников: Дмитрии Шмарине, Дмитрии Петрове и Андрее Дроздове. Галина Павловна называет работу с современными живописцами «радостной отдушиной».
Зная Г.П.Чинякову как серьёзного специалиста по древнерусскому искусству, Сергей Александрович Гавриляченко попросил её помочь составить программу росписи храма Софии Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке. Храм был возведён в ХV в., строили его новгородцы, жившие тогда на этой улице. В ХVII в. он был перестроен. Основная тема должна была быть посвящена Господу Иисусу Христу, поскольку понятие о Софии, Премудрости Божией, относится именно к Сыну Божию. С.А.Гавриляченко предложил отразить в росписи храма воинскую тему. Для раскрытия идеи Софии на творческом совете решили, что необходимо отразить в росписи главные господские праздники. Чтобы представить Святую Русь, на стенах и в арках разместили изображения не только вселенских, но и русских святых. Тему начали с Великого князя Владимира, крестителя Руси, его матери Ольги и сыновей-страстотерпцев и закончили святыми последнего времени. Особенно важно было подчеркнуть идею храма воинского, а потому в общем ряду изображённых святых преобладают святые воины. Кроме того, на сводах центральной арки расположили древних киевских святых.
В храме, кроме главного придела в честь Софии, Премудрости Божией, расположены ещё два: во имя святителя и чудотворца Николая и во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В Казанском приделе старались не только прославить Божию Матерь как Предстательницу за всё человечество, но подчеркнуть Её покров над святой Русской землёй. Поэтому, помимо канонических сюжетов «Успение» и «Покров» Пресвятой Богородицы, были избраны сюжеты, связанные с победами над поляками в XVII в. и над французскими захватчиками в 1812 г. (победа под Вязьмой). На стенах в алтаре и на сводах арок расположили святых, прославившихся в пределах земель Казанских и Московских. В Никольском приделе также представили главные события из жития святителя Николая, особенно как защитника Руси. Кроме того, учитывая, что храм строили новгородцы и первым его покровителем был святитель Никита Новгородский, постарались в алтаре Никольского придела расположить на стенах группу святых земли Новгородской.
Очень важным дополнением к художественной росписи стали богослужебные тексты, которые не только раскрывали глубокий смысл изображённых событий, но и служили своеобразным орнаментальным украшением. Все тексты и здесь составляла Г.П.Чинякова.
Перед Галиной Павловной стояла непростая задача: важно было не только придумать саму схему росписи, расположение на стенах тех или иных композиций, но научно обосновать возможность и необходимость именно такого расклада. Для этого нужно было написать серьёзную статью. Она много работала с книгами, изучая, как расписывали русские храмы в XVII – XIX вв. Не всё шло гладко, возникающие разногласия, сомнения, вновь появляющиеся идеи нужно было обосновывать, кропотливо искать возможные аналогии в исторических источниках. За основу решили взять настенные росписи ростово-ярославской школы ХVII в., когда работали изумительные мастера Царской иконописной мастерской, чьё творчество считается образцовым. Желая соблюсти единство архитектурного стиля и настенной живописи, художники и реставраторы избрали компромиссное решение – писать в академическом стиле, соблюдая каноны древней живописи.
У каждого из творческого ядра художественной группы была конкретная задача: помимо общей системы росписи, Галина Павловна искала иконографические источники, проверяла историческую достоверность выбора облачений, одежд, архитектуры, строгое исполнение каноничности изображений, а также осуществляла подбор текстов на церковно-славянском языке.
Работа над созданием росписи древнего храма велась в течение двух лет, и в результате тяжёлой, кропотливой работы им удалось украсить белые стены восстановленного храма. Работала вся группа художников вместе с Галиной Павловной напряжённо, с большим увлечением, используя выходные дни, свободное от основной деятельности время, в отпусках и даже по ночам. Вместе с маститыми профессорами писали талантливые студенты кафедры монументального искусства МГАХИ имени В.И.Сурикова. Галина Павловна рассказывала, что благодаря духовному подъёму, который чувствовался в древнем храме, молодёжь также полностью отдавала свои душевные, духовные и физические силы воссозданию росписи. Для молодых людей это была, с одной стороны, увлекательная, сложная практика, с другой – редкая возможность проявить свои силы и накопленные знания в серьёзной работе, а для многих определила будущий жизненный и творческий путь.
На вопрос «Можно ли сказать, остались ли ещё таланты на Руси?», Галина, волнуясь, ответила: «Не было бы талантов – и России бы не было! Надежда на то, что культура Руси восстановится, есть. В художественной жизни так же, как и в обычной, бывают приливы и отливы, времена упадка и очередного ренессанса. Здесь нужны вера и терпение». Галина Павловна вспоминала, что чувства, когда закончились работы по воссозданию росписи храма Святой Софии, были неоднозначны: с одной стороны, облегчение после окончания тяжелейшей умственного и физического труда, нравственного напряжения, многочисленных неизбежных огорчений, а с другой – огромная радость от завершения большой работы. Галина Павловна с благодарностью говорит о главном кураторе и организаторе работ по воссозданию росписи храма, профессоре кафедры рисунка МГАХИ имени В.И.Сурикова Сергее Анатольевиче Сиренко: «У Сергея Анатольевича талант организатора, и он старался всё сгладить. На сегодняшний день представить повторение такой работы очень трудно».
Творческих планов у Галины Павловны много. Главное на сегодня – завершить Академический каталог древнерусской миниатюры, затем закончить написание ряда книг и статей по историко-церковной тематике, по истории православной русской культуры, в том числе и по истории современной реалистической живописи. Её излюбленные герои – государь император Николай Павлович и его «любимый фельдфебель» епископ Игнатий (Брянчанинов), потомок оруженосца Дмитрия Донского, о котором не так давно вышла книга Галины Чиняковой «Учитель покаяния». Последняя книга, увидевшая свет – «Кавказское созвездие», она рассказывает о праведных старцах Кавказа ХХ в. Помимо этого, были и другие издания, посвящённые жизнеописанию современных русских подвижников, а также книга о Николае Чудотворце «Россия под покровом святителя Николая». Сегодня, в наше тяжёлое время, когда много детей остаётся без матери и отца, Г.П.Чинякова написала чудесную книгу о необходимости молитвенной помощи матерей своим детям («Слёзы матери»).
Сложилось так, что, работая в Третьяковской галерее, Галине Павловне по долгу службы в течение многих лет приходилось воспитывать, учить молодых сотрудников, вкладывая в это всю свою душу. Необыкновенно добрые слова говорит она о своих коллегах: «У нас в отделе редкой книги работает исключительно талантливая и творческая молодёжь: Александра Игнашева, например, увлечена проблемами русского стиля, отразившимися в книге; Анастасия Кутузова занимается дореволюционными видовыми и художественными открытками и готовит иллюстрированный каталог собрания; Елена Кувакина виртуозно выполняет сложнейшие научные описания изданий ХIХ века на всех романских языках, а также обрабатывает полюбившиеся ей дореволюционные открытки (у нас самый большой фонд в России)».
Конечно, очень важное место в деятельности Г.П.Чиняковой занимает работа с художниками, реставраторами и литераторами, которым часто требуются консультации по различным вопросам. Иногда необходимо помочь найти литературу, иллюстративный материал. Галина Павловна, называя этот союз «творческо-дружеским», убеждена: «Я профессиональный библиограф, и, если мне задают вопрос, я обязана найти на него ответ».
Галина Павловна Чинякова – удивительно доброжелательный и талантливый человек, которая смогла найти своё место в творчестве и искусстве. В её жизни случилось счастливое совпадение: творчество переросло в профессию и практически полностью с ней совпадает.
Маргарита ЩЕПЕТОВА
|