Главная     Редакция     Архив     2(66)/2009  
 

Музеи
(НОВЫЙ ПРОЕКТ)


Фестивали
(ПЕСНОПЕНИЯ В ХРАМЕ ИСКУССТВА)


Фестивали
(«КАК НА ГОРУШКЕ СТОЯЛА МОСКВА…»)


Культ личностей
(НА МУЗЫКАЛЬНОМ ОЛИМПЕ)


Память
(«ЦВЕТНЫЕ ПЕРЕЗВОНЫ»)


Конкурсы
(РЕЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ)


Издания
(«БРАТИНА»-12)


Награждения
(«ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ»)


Наше наследие
(БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ И ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ)


Театр
(СТРЕМЯСЬ УСЛЫШАТЬ ВРЕМЯ)


Очаги культуры
(ЖИТЬ В ГАРМОНИИ)


Очаги культуры
(РОДОМ ИЗ СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ)


Международные связи
(В ГОСТЯХ У БРИТАНСКИХ КОЛЛЕГ)


Рядом с нами
(ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ)


Традиции
(СЪЕЗЖИЙ ПРАЗДНИК)


Выставки
(РОМАНТИКИ ОГНЕДЫШАЩЕГО ГОРНА)


Выставки
(СВЕТЛЫЙ И РАДОСТНЫЙ МИР)


Выставки
(ЦАРСКОЙ СЕМЬИ УЧИТЕЛЬ)


ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Указом мэра города Москвы Галине Павловне Чиняковой, заведующей сектором редкой книги научной библиотеки Федерального государственного учреждения культуры «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» за участие в воссоздании росписи храма во имя Софии, Премудрости Божией, у Пушечного двора, что на Лубянке, была присуждена премия города Москвы в области литературы и искусства.

Казалось, сама судьба вела Галину Павловну Чинякову в мир искусства и живописи. Отец с раннего детства водил девочку на художественные выставки. В шесть лет впервые Павел Игнатьевич привёл маленькую Галю в Третьяковскую галерею, где сегодня она является одним из ведущих сотрудников. До сих пор Галина вспоминает, как шли они с отцом через мосты от станции метро «Библиотека им. Ленина» смотреть сказочные картины Виктора Васнецова и пейзажи русских мастеров. Эту любовь к русской живописи Галина Павловна сохранила на всю жизнь.
     После школы Г.П.Чинякова поступила в Московский государственный институт культуры и уже там начала писать художественные эссе и публицистику. Особенно Галину интересовало творчество Михаила Врубеля, тогда же ею была написана курсовая работа о связи графики М.Врубеля с поэзией Михаила Юрьевича Лермонтова. Чтобы ближе и глубже познакомиться с работами мастера, в течение года Галина приезжала в фонды отдела дореволюционной графики Третьяковской галереи, в которую по окончании института её пригласили на работу. В 1976 г. Г.П. Чинякова пришла в свой любимый отдел дореволюционной графики на должность лаборанта: оформляла рисунки, наблюдала, как работают реставраторы, а позднее, в 1979 г., она перешла в библиотеку Третьяковки, где ей поручили работу по составлению историко-библиографического указателя художников серебряного века («Мир искусства»).
     Спустя некоторое время Галину Павловну привлекла древнерусская тематика: она стала глубже интересоваться и изучать древнерусское искусство, начала писать статьи об иконах, а также по истории древнерусской культуры и символики. Через несколько лет в библиотеке был создан отдел редкой книги, и Галине Павловне предложили его возглавить. В фондах отдела хранятся уникальные древнерусские рукописи (с XI по XIX вв.), книги кириллической печати (с XVI по ХХ вв.) и русской гражданской печати ХVШ – ХIХ вв., а также ценнейшие издания XX и уже XXI вв. Сейчас при участии Г.П.Чиняковой заканчивается работа над первым томом Академического каталога древнерусской миниатюры – с ХI по ХVII вв.; одновременно продолжается работа над вторым томом (XVIII – XIX вв.). Галине Павловне приходится заниматься экспертизой старинных книг, консультировать. С любовью она рассказывает о родной библиотеке: «Книги в наши фонды попадают из самых разных источников: первоначально библиотека базировалась на собрании Павла Михайловича Третьякова, затем влилось огромное собрание Ильи Семёновича Остроухова, много дарили различные коллекционеры, сотрудники галереи, многое покупали в антикварных магазинах и даже обменивались с другими библиотеками». Галина Чинякова написала множество статей и провела значительное число исследований по истории древнерусской культуры, которая неразрывно переплетается с церковной культурой.
     Большая дружба связывает Галину Павловну со многими современными русскими художниками-реалистами. Она посвятила немало статей творчеству таких известных московских художников, как И.М.Орлов, Н.П.Федосов, С.А.Гавриляченко, С.А.Сиренко и Н.Н.Третьяков, С.И.Смирнов, И.А.Каверзнев и др. Вслед за признанными мастерами появились статьи о целой плеяде талантливых молодых художников: Дмитрии Шмарине, Дмитрии Петрове и Андрее Дроздове. Галина Павловна называет работу с современными живописцами «радостной отдушиной».
     Зная Г.П.Чинякову как серьёзного специалиста по древнерусскому искусству, Сергей Александрович Гавриляченко попросил её помочь составить программу росписи храма Софии Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке. Храм был возведён в ХV в., строили его новгородцы, жившие тогда на этой улице. В ХVII в. он был перестроен. Основная тема должна была быть посвящена Господу Иисусу Христу, поскольку понятие о Софии, Премудрости Божией, относится именно к Сыну Божию. С.А.Гавриляченко предложил отразить в росписи храма воинскую тему. Для раскрытия идеи Софии на творческом совете решили, что необходимо отразить в росписи главные господские праздники. Чтобы представить Святую Русь, на стенах и в арках разместили изображения не только вселенских, но и русских святых. Тему начали с Великого князя Владимира, крестителя Руси, его матери Ольги и сыновей-страстотерпцев и закончили святыми последнего времени. Особенно важно было подчеркнуть идею храма воинского, а потому в общем ряду изображённых святых преобладают святые воины. Кроме того, на сводах центральной арки расположили древних киевских святых.
     В храме, кроме главного придела в честь Софии, Премудрости Божией, расположены ещё два: во имя святителя и чудотворца Николая и во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В Казанском приделе старались не только прославить Божию Матерь как Предстательницу за всё человечество, но подчеркнуть Её покров над святой Русской землёй. Поэтому, помимо канонических сюжетов «Успение» и «Покров» Пресвятой Богородицы, были избраны сюжеты, связанные с победами над поляками в XVII в. и над французскими захватчиками в 1812 г. (победа под Вязьмой). На стенах в алтаре и на сводах арок расположили святых, прославившихся в пределах земель Казанских и Московских. В Никольском приделе также представили главные события из жития святителя Николая, особенно как защитника Руси. Кроме того, учитывая, что храм строили новгородцы и первым его покровителем был святитель Никита Новгородский, постарались в алтаре Никольского придела расположить на стенах группу святых земли Новгородской.
     Очень важным дополнением к художественной росписи стали богослужебные тексты, которые не только раскрывали глубокий смысл изображённых событий, но и служили своеобразным орнаментальным украшением. Все тексты и здесь составляла Г.П.Чинякова.
     Перед Галиной Павловной стояла непростая задача: важно было не только придумать саму схему росписи, расположение на стенах тех или иных композиций, но научно обосновать возможность и необходимость именно такого расклада. Для этого нужно было написать серьёзную статью. Она много работала с книгами, изучая, как расписывали русские храмы в XVII – XIX вв. Не всё шло гладко, возникающие разногласия, сомнения, вновь появляющиеся идеи нужно было обосновывать, кропотливо искать возможные аналогии в исторических источниках. За основу решили взять настенные росписи ростово-ярославской школы ХVII в., когда работали изумительные мастера Царской иконописной мастерской, чьё творчество считается образцовым. Желая соблюсти единство архитектурного стиля и настенной живописи, художники и реставраторы избрали компромиссное решение – писать в академическом стиле, соблюдая каноны древней живописи.
     У каждого из творческого ядра художественной группы была конкретная задача: помимо общей системы росписи, Галина Павловна искала иконографические источники, проверяла историческую достоверность выбора облачений, одежд, архитектуры, строгое исполнение каноничности изображений, а также осуществляла подбор текстов на церковно-славянском языке.
     Работа над созданием росписи древнего храма велась в течение двух лет, и в результате тяжёлой, кропотливой работы им удалось украсить белые стены восстановленного храма. Работала вся группа художников вместе с Галиной Павловной напряжённо, с большим увлечением, используя выходные дни, свободное от основной деятельности время, в отпусках и даже по ночам. Вместе с маститыми профессорами писали талантливые студенты кафедры монументального искусства МГАХИ имени В.И.Сурикова. Галина Павловна рассказывала, что благодаря духовному подъёму, который чувствовался в древнем храме, молодёжь также полностью отдавала свои душевные, духовные и физические силы воссозданию росписи. Для молодых людей это была, с одной стороны, увлекательная, сложная практика, с другой – редкая возможность проявить свои силы и накопленные знания в серьёзной работе, а для многих определила будущий жизненный и творческий путь.
     На вопрос «Можно ли сказать, остались ли ещё таланты на Руси?», Галина, волнуясь, ответила: «Не было бы талантов – и России бы не было! Надежда на то, что культура Руси восстановится, есть. В художественной жизни так же, как и в обычной, бывают приливы и отливы, времена упадка и очередного ренессанса. Здесь нужны вера и терпение». Галина Павловна вспоминала, что чувства, когда закончились работы по воссозданию росписи храма Святой Софии, были неоднозначны: с одной стороны, облегчение после окончания тяжелейшей умственного и физического труда, нравственного напряжения, многочисленных неизбежных огорчений, а с другой – огромная радость от завершения большой работы. Галина Павловна с благодарностью говорит о главном кураторе и организаторе работ по воссозданию росписи храма, профессоре кафедры рисунка МГАХИ имени В.И.Сурикова Сергее Анатольевиче Сиренко: «У Сергея Анатольевича талант организатора, и он старался всё сгладить. На сегодняшний день представить повторение такой работы очень трудно».
     Творческих планов у Галины Павловны много. Главное на сегодня – завершить Академический каталог древнерусской миниатюры, затем закончить написание ряда книг и статей по историко-церковной тематике, по истории православной русской культуры, в том числе и по истории современной реалистической живописи. Её излюбленные герои – государь император Николай Павлович и его «любимый фельдфебель» епископ Игнатий (Брянчанинов), потомок оруженосца Дмитрия Донского, о котором не так давно вышла книга Галины Чиняковой «Учитель покаяния». Последняя книга, увидевшая свет – «Кавказское созвездие», она рассказывает о праведных старцах Кавказа ХХ в. Помимо этого, были и другие издания, посвящённые жизнеописанию современных русских подвижников, а также книга о Николае Чудотворце «Россия под покровом святителя Николая». Сегодня, в наше тяжёлое время, когда много детей остаётся без матери и отца, Г.П.Чинякова написала чудесную книгу о необходимости молитвенной помощи матерей своим детям («Слёзы матери»).
     Сложилось так, что, работая в Третьяковской галерее, Галине Павловне по долгу службы в течение многих лет приходилось воспитывать, учить молодых сотрудников, вкладывая в это всю свою душу. Необыкновенно добрые слова говорит она о своих коллегах: «У нас в отделе редкой книги работает исключительно талантливая и творческая молодёжь: Александра Игнашева, например, увлечена проблемами русского стиля, отразившимися в книге; Анастасия Кутузова занимается дореволюционными видовыми и художественными открытками и готовит иллюстрированный каталог собрания; Елена Кувакина виртуозно выполняет сложнейшие научные описания изданий ХIХ века на всех романских языках, а также обрабатывает полюбившиеся ей дореволюционные открытки (у нас самый большой фонд в России)».
     Конечно, очень важное место в деятельности Г.П.Чиняковой занимает работа с художниками, реставраторами и литераторами, которым часто требуются консультации по различным вопросам. Иногда необходимо помочь найти литературу, иллюстративный материал. Галина Павловна, называя этот союз «творческо-дружеским», убеждена: «Я профессиональный библиограф, и, если мне задают вопрос, я обязана найти на него ответ».
     Галина Павловна Чинякова – удивительно доброжелательный и талантливый человек, которая смогла найти своё место в творчестве и искусстве. В её жизни случилось счастливое совпадение: творчество переросло в профессию и практически полностью с ней совпадает.

Маргарита ЩЕПЕТОВА