Главная     Редакция     Архив     2(66)/2009  
 

Музеи
(НОВЫЙ ПРОЕКТ)


Фестивали
(ПЕСНОПЕНИЯ В ХРАМЕ ИСКУССТВА)


Фестивали
(«КАК НА ГОРУШКЕ СТОЯЛА МОСКВА…»)


Культ личностей
(НА МУЗЫКАЛЬНОМ ОЛИМПЕ)


Память
(«ЦВЕТНЫЕ ПЕРЕЗВОНЫ»)


Конкурсы
(РЕЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ)


Издания
(«БРАТИНА»-12)


Награждения
(«ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ»)


Наше наследие
(БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ И ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ)


Театр
(СТРЕМЯСЬ УСЛЫШАТЬ ВРЕМЯ)


Очаги культуры
(ЖИТЬ В ГАРМОНИИ)


Очаги культуры
(РОДОМ ИЗ СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ)


Международные связи
(В ГОСТЯХ У БРИТАНСКИХ КОЛЛЕГ)


Рядом с нами
(ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ)


Традиции
(СЪЕЗЖИЙ ПРАЗДНИК)


Выставки
(РОМАНТИКИ ОГНЕДЫШАЩЕГО ГОРНА)


Выставки
(СВЕТЛЫЙ И РАДОСТНЫЙ МИР)


Выставки
(ЦАРСКОЙ СЕМЬИ УЧИТЕЛЬ)


ПЕСНОПЕНИЯ В ХРАМЕ ИСКУССТВА

В Московской государственной картинной галерее народного художника СССР Ильи Глазунова прошёл очередной «Рождественский фестиваль. Музыка. Поэзия. Живопись». При поддержке Правительства Москвы проводили его Благотворительный фонд имени Мейерхольда и картинная галерея Ильи Глазунова.

Четыре программы показали на фестивале знаменитые коллективы: Московский государственный академический камерный хор под управлением народного артиста СССР Владимира Минина; Академический оркестр русских народныхиинструментов ВГТРК под управлением народного артиста СССР Николая Некрасова; Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова под управлением заслуженногоидеятеля искусств России Геннадия Дмитряка; солисты московских музыкальных театров впервыеивыступили в необычной обстановке – среди картин, на которых оживают образы русской истории, родной природы в кровавых отблесках закатного огня, со стаями чёрных птиц, вечно готовых кружить над православной Россией… И, прямоискажем, по-особому воспринимаются в этом зале шедевры русского классического репертуара и хоровой музыки, старинные русские народные песни и романсы, как и стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Блока, С.Есенина, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Г.Иванова, В.Набокова в исполнении популярных актёров – Валерия Баринова, Натальи Кочетовой, Сайда Багова, Андрея Межулиса.
     Расположенная рядом с храмом Христа Спасителя картинная галерея Ильи Глазунова сегодня стала местом притяжения для многих москвичей и гостей столицы. Почти полвека пытаются объяснить феномен Глазунова, а его творчество по-прежнему остаётся загадкой. Вокруг его картин, выставок и творчества в целом разгораются яростные споры по проблемам как художественным, так и идеологическим и социальным. Но художник всегда с удивительным бесстрашием и последовательностью обращался в своих произведениях к обычаям и традициям русского народа, к историческому облику великой державной России.
     Уникальность галереи – огромный мир образов, созданных художником. В её экспозиции представлено свыше 700 работ. Это монументальные исторические полотна – «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Мистерия-XX»; изысканно-лирические работы о любви и жизни человека, потерявшегося в огромном современном мире (цикл «Город»); портретная галерея видных зарубежных и отечественных деятелей, театральные декорации к русским классическим операм, архитектурные эскизы. Большой раздел экспозиции галереи посвящён иллюстрациям художника к произведениям русских писателей-классиков – А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Гончарова, П.Мельникова-Печерского, А.Блока, А.К.Толстого, Н.Лескова, А.Куприна и особенно – гениальным творениям Ф.Достоевского.
     Цикл «Поле Куликово» воскрешает ратные подвиги наших предков.
     А ещё в галерее экспонируются шедевры древнерусской иконописи, деревянной скульптуры, русское литьё XV – XIX вв., спасённые художником от уничтожения в годы воинствующего безбожия, мебель, выполненная по рисункам И.Билибина и В.Васнецова.
     Основную свою задачу галерея видит в просветительской деятельности, приобщении различных слоёв общества, и в первую очередь детей, к истории России, её высокой духовности, нравственным ценностям, которые так ярко отражает в своём творчестве выдающийся художник современности Илья Сергеевич Глазунов. И теперь сделан следующий, очень интересный шаг.
     Фестиваль представил слушателям две хоровые концертные программы: «Пой в восторге, Русский хор», «Из сокровищницы русского хорового искусства» и две музыкально-поэтические композиции: «Гой ты, Русь моя родная» и «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?» (сценарий и постановка Людмилы и Александра Леонтьевых).
     Музыка, поэзия, живопись – эти три жанра объединили фестиваль. Именно они способны дать новый импульс духовности, любви к России всем тем, кто прикоснулся к лучшим образцам русской поэзии, русской народной, классической и духовной музыки, из которых составлены программы фестиваля, проникся глубоко патриотичным настроением картин народного художника Ильи Глазунова.
     Исторически сложившаяся на Руси традиция православного пения и преимущественно хоровой характер русского музыкального фольклора обусловил исключительное значение хорового искусства в русской культуре. Доступность, понятность не искушенному в искусстве слушателю, большая сила воздействия на широкую аудиторию изначально определили значительную роль хорового пения в жизни народа.
     И как же символично, что открывал фестиваль Московский государственный академический камерный хор Владимира Минина фрагментами «Придите, поклонимся» и «Шестипсалмие» из «Всенощного бдения» С.Рахманинова! А потом бессмертные творения С.Танеева, Г.Свиридова, русские народные песни… Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова под управлением Геннадия Дмитряка 9 января представила гостям уже другие фрагменты из «Всенощного бдения» – «Богородице Дево, радуйся» и « Благословен еси, Господи». Так возносились молитвенные песнопения в храме искусств…
     Фрагменты из «Пушкинского венка» Г.Свиридова исполнялись в обеих хоровых программах. А русская народная песня «Степь да степь кругом» звучала почти в каждой программе. Гости могли даже сравнить творческие подходы разных коллективов к одним и тем же произведениям – у каждого свои краски…
     Русская народная песня была в центре всех программ фестиваля, в том числе и в двух музыкально-поэтических композициях «Гой ты, Русь моя родная» и «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?». В этих программах участвовал один из ведущих оркестровых коллективов страны – Академический оркестр русских народных инструментов Всероссийской государственной телерадиокомпании под управлением Николая Некрасова.
     Поэтическую основу программы «Гой ты, Русь моя родная» составили посвящённые России стихи выдающихся русских поэтов, на чьи судьбы трагические перипетии отечественной истории наложили свой отпечаток. Музыкальные номера – песни ямщиков, старинные русские песни, романсы – играют роль музыкальных картин из жизни дореволюционной России, как бы договаривая и развивая мысль поэтов.
     Авторы композиции не ставили целью охватить всю историю России, а скорее, хотели создать лирический образ Родины, показать трагизм переломных моментов её истории. В композицию включены яркие оркестровые номера, а также зажигательные обработки русских народных песен.
     Со времени знаменитого высказывания Н.В.Гоголя русская тройка стала поэтическим символом России. И именно этим песням среди русских народных песен, элегических и удалых, принадлежит особое место. Темы этой касались и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов, и Блок... А слова Гоголя «Дайте мне тройку быстрых, как вихрь, коней, садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света» могут стать лейтмотивом заключительной программы.
     Кому предназначался сей фестиваль, проведённый «в рамках программы Года семьи»? Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы пригласил на него молодых людей, подавших заявления о вступлении в брак, молодые московские семьи.
     Самыми дорогими гостями фестиваля были семьи ветеранов – «золотые» и «серебряные» юбиляры. 16 декабря, в день открытия фестиваля, их сердечно приветствовали заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы Андрей Евгеньевич Порватов и руководитель проекта Владимир Сергеевич Шаповалов, председатель правления Благотворительного фонда имени Вс.Мейерхольда.
     Партнёры фестиваля: АФК «Система», ОАО «Московские учебники и картолитография», газета «Культура».
     Прекрасна эта идея Благотворительного фонда имени Вс.Мейерхольда, содействующего духовному развитию в сферах культуры, просвещения и искусства, реализующего программы по поддержке творчески одарённой молодёжи Москвы, ветеранов сцены.
     Фонд осуществил более 25-ти благотворительных акций и проектов, адресованных ветеранам московских театров, детским организациям города, создал ряд оригинальных творческих проектов в жанре театрально-концертных представлений, которые с успехом прошли в различных концертных залах Москвы, в том числе в Центре имени Вс.Мейерхольда, Концертном зале имени П.И.Чайковского, Государственном музее А.С.Пушкина.
     Среди работ фонда творческие проекты «Воздушные замки Вольферля», «Незнакомый Глинка», «Ананасы в шампанском», «Ночная фантазия на тему «Собаки», «Времена года», «Аркадий Райкин. От первого лица и не только...», «В царство сказки отправляясь», «И снова музыка летит, звеня...». Фондом подготовлен и ряд работ, адресованных ветеранам Великой Отечественной войны: музыкально-поэтические представления «Встанет утро Победы торжественной...», «Они дошли до Берлина!», а также созданные по воспоминаниям артистов, поэтов и журналистов-фронтовиков: «Слушают солдаты песню фронтовую», «... Я в грудь тебя целую, московская земля!», «Эти песни ковали Победу!».
     И вот теперь «Рождественский фестиваль» – в стенах картинной галереи прекрасного русского художника… Фестиваль планируется сделать традиционным. Думается, что такая «нестандартная концертная площадка» в центре Москвы станет своеобразным притягательным центром и для других светлых идей, помогающих лучше понять душу русского народа, его искусства, его чаяний и надежд, лучше знать его историю.

Анатолий КОПИК