Главная     Редакция     Архив     5(45)/2007  
 

Память
(ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ВЕЛИКОГО АКТЁРА)


Ко Дню Победы
(СТРАНИЦА ВЕЛИКОЙ ЛЕТОПИСИ)


Ко Дню Победы
(«ГОРДАЯ РАДОСТЬ ВОЕННОГО МАРША...»)


Год ребёнка
(НАВСТРЕЧУ ДЕТСТВУ)


Год ребёнка
(«ОТКРЫТАЯ ЕВРОПА»)


Рядом с нами
(«ЖЕНЩИНА - ДИРЕКТОР ГОДА»)


Награждения
(«ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ. XXI ВЕК»)


Сорок сороков
(ИНОВЕРЧЕСКИЕ ХРАМЫ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. МАЙ)


Год русского языка
(«РОССИЯ - ИТАЛИЯ СКВОЗЬ ВЕКА»)


Театр
( ИЗ НОВОСТЕЙ МОСКОВСКОЙ СЦЕНЫ)


Театр
(«ЛЮБИМОЕ ДИТЯ» ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВОЙ)


Культ личностей
(Эдуард ДРОБИЦКИЙ. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МЫСЛИ)


Культ личностей
(ДАРИТЬ ДУШЕ НАДЕЖДУ)


Очаги культуры
(ИСКУССТВО, ПОСВЯЩЁННОЕ ПОДВИГУ)


Очаги культуры
(ЦЕЛЬ - ПОДНЯТЬ УРОВЕНЬ ЧИТАТЕЛЕЙ)


Конкурс
(СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ)


Выставки
(СКУЛЬПТУРА СЕРГЕЯ МИЛЬЧЕНКО)


"ЖЕНЩИНА - ДИРЕКТОР ГОДА"

Игорь ЯСИНСКИЙ

Чтобы набросать убедительный портрет женщины-руководителя в сфере культуры нашего города - будь то директор театра, библиотеки, образовательного учреждения художественного и астетического воспитания, музея, дома культуры, клуба или парка, - достаточно воспользоваться фактами их повседневной деятельности.

VIII Московский конкурс "Женщина-директор года", организованный Комитетом общественных связей города Москвы, Фондом "Московская программа общественного развития" и Женским деловым центром, подвёл итоги самой активной и успешной работы женщин-руководителей в номинации "Культура".
     
     Заслуженный работник культуры РФ Эсфирь Соломоновна Красовская - директор Культурного центра "Дом-музей Марины Цветаевой", уникального своей историей и днём сегодняшним. Дом № 6 по Борисоглебскому переулку с его более чем 150-летней историей - "рай потерянный и обретённый", как метко подметила поэтесса. Он вобрал в себя 8 лет жизни Марины Цветаевой и её семьи. Пережив множество владельцев, мемориальный дом уцелел чудом. В наши дни строение почти вековой давности превратилось в уникальное учреждение культуры международного значения.И в этом огромная заслуга победителя конкурса "Женщина -директор года" Эсфири Красовской. Вот что она рассказывает:
     -Вероятно, судьба выбрала этот дом для меня. Хотя началось всё много раньше, до создания музея, когда я ещё работала в Центральной библиотеке имени Н.А.Некрасова. Там в 1985 году у нас был создан клуб "Москва", в котором мы не только изучали историю нашего города, но и помогали сохранению памятников, занимались летописью литературной Москвы, готовили литературно-музыкальные вечера - всё на общественных началах. Поэтому неслучайно я попала в дом, где когда-то жила Марина Цветаева. "Жизнь" в нём в то время теплилась только на первом этаже. К сожалению, так сложилось, что он никому тогда не был нужен. Его надо было спасать. И мы, активисты, начали помогать Надежде Ивановне Катаевой-Лыткиной, основателю и первому научному руководителю будущего музея. Побывав в этом доме впервые, я просто влюбилась в него и подумала, что неплохо было бы договориться с дирекцией некрасовской библиотеки взять его под опеку, конкретно - отделом краеведения, который я тогда возглавляла. В 1988 году нас уже поддержал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Тогда создавался Фонд культуры, и первой задачей его стало создание Дома-музея Марины Цветаевой. Он был учреждён в 1990 году. Дмитрий Сергеевич и Надежда Ивановна пригласили меня его возглавить. До 1994 года мы входили в состав Фонда культуры. Но потом как-то оказались ничьими, без зарплаты, просто работали в этом доме и сохраняли его. Дмитрий Сергеевич и сестра поэтессы Анастасия Ивановна написали письмо Юрию Михайловичу Лужкову. Мэр Москвы с готовностью откликнулся. И вот уже 10 лет Дом-музей является муниципальным учреждением культуры.
     Сегодня это один из немногих музеев, бесплатных для посетителей. Он стал международным центром по цветаеведению и серебряному веку. Запись на экскурсии идёт уже на месяц вперед.
     Немного скажу о самом доме, его облике. Этот двухэтажный особняк интересен своей архитектурной судьбой: он находится в центре Москвы и вписывается в её стиль позапрошлого века. Замечателен и внутри.
     Причудливы интерьеры его 7-ми комнат. Они почти фантасмагоричны, с сюрпризами в каждой из комнат, удивительным потолочным освещением, потрясающими витражами, прекрасной лепниной. Такой волшебный дом могла выбрать только Марина Цветаева. Здесь она состоялась как поэт и драматург. Это - необыкновенный творческий период в её творчестве, это - цветаевский дар Москве и Арбату. В нынешнем году ему 145 лет. Он мемориальный трижды - как памятник истории, культуры и жилой архитектуры. И мы делаем всё, чтобы сохранять этот дом -ведь он так же значим не только здесь, на родине Цветаевой, но и в ближнем и дальнем зарубежье. У нас тесные творческие связи с Парижем, Италией, Прагой.
     Сегодня Дом-музей Марины Цветаевой является и методическим центром для музеев России и зарубежных стран. Под руководством его директора Э.Красовской издано 146 книг, опубликован первый в мире "Поэтический словарь Марины Цветаевой" и 5 книг, связанных с именем поэтессы. Ежегодно более 30 тыс. человек могут побывать в этом волшебном доме, как назвала его великая поэтесса.
     
     Альбина Васильевна Ситиленкова - директор Центральной городской детской библиотеки имени А.П.Гайдара - информационного, образовательного, просветительского и досугового центра для детей. Она убеждена, что библиотека -не просто полки с книгами, это место, где сконцентрированы любовь и доброта, человеческая мудрость, а ещё, как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, это "хорошо организованные университеты". Альбина Васильевна - ещё один победитель конкурса "Женщина - директор года". - У нас дома всегда было много книг, -рассказывает она. - Папа покупал их, не жалея скудной зарплаты сельского учителя. И какое счастье было вечером собраться всей семьёй и слушать родной папин голос, читающий вслух очередную новую книгу!..
     Прошли годы. Я закончила учебу в педагогическом институте и пришла работать в библиотеку. В детскую библиотеку. Я представляла, как соберу детей, подростков и буду с ними вслух читать мои любимые с детства книги. Но сколько сразу на меня навалилось работы! Какое уж тут чтение вслух! Я понимала, что любимые книги - это здорово, но я должна знать о книгах и писателях значительно больше моих читателей. И начался "бег" за знаниями... Сегодня, спустя десятилетия, понимаешь, что библиотека - место, где уживаются под одной крышей старинные фолианты и новые технологии, где хорошо всем: и писателям, и художникам, и читателям, и взрослым, и детям, людям русским и других национальностей. Да, пожалуй, библиотека - это действительно территория дружбы и любви. Здесь господствует Книга, а значит, господствуют мир, тишина, взаимопонимание. Недаром кто-то из классиков сказал, что если закроются библиотеки, то откроются тюрьмы.
     Объединяющим началом в воспитании детей и подростков может и должен быть взрослый человек, с которого ребёнок берёт пример, и ещё книга, где ребёнок найдёт ответы на все свои тысячи вопросов. Отрадно, что на улицах Москвы начали появляться рекламные щиты: "Ты записался в библиотеку? Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь".
     Верно, библиотека - не просто полки с книгами. Она может и должна быть для каждого стартовой площадкой в мир науки, культуры, человечности. И я счастлива, что моя жизнь с детства и по сей день связана с её величеством Книгой и Библиотекой - местом сбора человеческой мудрости.
     Ольга Александровна Борисова - директор Дома культуры "Северный", что расположен в Северо-Восточном административном округе. "Директором года" её назвали за удивительное умение одарить тех, кто сюда приходит, теплом, уютом, красотой. За то, что в этом Доме культуры всегда кипит жизнь и царит творческая фантазия.
     - Творческая жилка у нас в роду, - рассказывает Ольга Александровна. - Отец был преподавателем музыкальной школы по классу баяна, я обучалась по классу фортепьяно. В школьные годы ходила в оркестр народных инструментов, играла на домре. Знаете, было такое время, что мы просто жили в этом коллективе: ездили на конкурсы, фестивали, вместе отмечали праздники, придумывали капустники. У меня с детства этот заряд жизни в коллективе.
     Сегодня уже 30 лет, как я работаю в сфере культуры. Когда-то совсем юной девчонкой я поехала в Улан-Уде, в Восточно-Сибирский институт культуры. Вернувшись в Москву, активно включилась в культурную жизнь, работала в библиотеке, в районе вела общественную работу. А когда предложили должность директора Дома культуры "Северный", согласилась не задумываясь. Почему? Поняла, что главное сейчас - вернуть очагам культуры их истинное назначение.
     К сожалению, не только в советский период, но и сейчас мы сталкиваемся с тем, что содержание, суть и значение культуры в динамике общественных процессов порой недооцениваются, сужаются. Горький результат такого толкования - суррогатная культура, а в связи с этим - просчёты и ошибки. Не обошли они и жизнь домов культуры. Нашему Дому культуры мы вернули его главное предназначение - центра творческого досуга, просветительства и образования, а не источника заработка. Сегодня из 33 формирований ДК "Северный" только два - платные. Я сделала ставку на социальную составляющую: округ густо населён, очень много детей, многодетных семей, в том числе социально не обеспеченных. Дом культуры ведёт работу со всеми возрастными категориями населения: с трёхлетнего возраста до взрослых лет. Всего к нам в ДК приходят 1390 человек, из них детей до 14 лет- 780.
     Приведу несколько примеров занятий для детей. Для среднего и школьного возраста работает фольклорный кукольный театр, где ставятся русские народные сказки, скоморошьи потешки. Во время религиозных праздников они разучивают стихи на духовные темы, а на Рождество готовят постановки - вертепы и выступают в храмах. В "Северном" есть и ансамбль народных инструментов "Балалаечка", который возглавляет замечательный преподаватель, кстати, он сам делает инструменты и ведёт очень популярную обучающую программу "От дудочки до скрипки". Это лекторий для детей, посредством которого дети получают знания на простых примерах. В целом же у нас общее количество посетителей за год достигает почти 26 тыс. человек.
     Мы сейчас активно развиваем молодёжное направление, ведь находимся довольно далеко от центра, и молодёжь, естественно, оказывается "на отшибе". Для этого возраста в ДК действует очень интересный клуб - исторический "Рыжий Север". Здесь восстанавливаются с подлинной точностью рыцарские бои, под руководством специалистов проводятся огненные шоу, ставятся перформансы на исторические темы. Огромную популярность получили балы по эпохам. Вот, скажем, на Рождество - это екатерининский бал-маскарад с масками, танцами того времени. Идеи мы придумываем сами, пробуем. Если получается, начинаем развивать. А если у нас собираются исторические клубы из Твери, Рязани, Санкт-Петербурга, это новый источник творческих идей. Так появился у нас молодёжный театральный коллектив "Гротеск".