Главная     Редакция     Архив     5(45)/2007  
 

Память
(ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ВЕЛИКОГО АКТЁРА)


Ко Дню Победы
(СТРАНИЦА ВЕЛИКОЙ ЛЕТОПИСИ)


Ко Дню Победы
(«ГОРДАЯ РАДОСТЬ ВОЕННОГО МАРША...»)


Год ребёнка
(НАВСТРЕЧУ ДЕТСТВУ)


Год ребёнка
(«ОТКРЫТАЯ ЕВРОПА»)


Рядом с нами
(«ЖЕНЩИНА - ДИРЕКТОР ГОДА»)


Награждения
(«ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ. XXI ВЕК»)


Сорок сороков
(ИНОВЕРЧЕСКИЕ ХРАМЫ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. МАЙ)


Год русского языка
(«РОССИЯ - ИТАЛИЯ СКВОЗЬ ВЕКА»)


Театр
( ИЗ НОВОСТЕЙ МОСКОВСКОЙ СЦЕНЫ)


Театр
(«ЛЮБИМОЕ ДИТЯ» ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВОЙ)


Культ личностей
(Эдуард ДРОБИЦКИЙ. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МЫСЛИ)


Культ личностей
(ДАРИТЬ ДУШЕ НАДЕЖДУ)


Очаги культуры
(ИСКУССТВО, ПОСВЯЩЁННОЕ ПОДВИГУ)


Очаги культуры
(ЦЕЛЬ - ПОДНЯТЬ УРОВЕНЬ ЧИТАТЕЛЕЙ)


Конкурс
(СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ)


Выставки
(СКУЛЬПТУРА СЕРГЕЯ МИЛЬЧЕНКО)


"ГОРДАЯ РАДОСТЬ ВОЕННОГО МАРША"

Светлана ГАПАГАНОВА

Этот оркестр был создан зимой 1941 года. Всю войну его музыка звучала на фронтах, заглушаемая воем мин и грохотом орудий. А 24 июня 1945 года музыканты прошли по Красной площади вместе с Парадом Победы.

Сегодня Центральный концертный образцовый оркестр ВМФ РФ имени Н.А.Римского-Корсакова - ведущий творческий коллектив Военно-Морского Флота России. Имя великого русского композитора присвоено оркестру Правительством Москвы за активное участие в культурной жизни столицы и большой вклад в патриотическое воспитание москвичей.
     Это было, когда мы уже наступали, когда впервые за всю войну - пошли, пошли - по пояс в снегу, падая и вставая, веря и не веря, - пошли вперёд. А за спинами вконец измотанных солдат дышала их огромная страна - гордилась, плакала, молилась, обрушивая свою благодарную любовь на поступавших в госпитали раненых. "Дяденьки, тётеньки, пропустите!" - это штурмует ранним воскресным утром белый от мороза состав московская "пионерско-концертная бригада", с боем прорываясь в подольский госпиталь - петь, плясать, читать стихи. "Граждане, помогите, мы же артисты, мы - к раненым!" - это подоспела моя 15-летняя мама, пионервожатая. "Артистов" втаскивают в битком набитый вагон, передают с рук на руки поверх чьих-то голов, узлов: всё в порядке - концерт состоится. Подлечившиеся от ранений зрители, как правило, тоже в долгу не оставались: откуда-то извлекались гармошки, баяны, балалайки и гостям передавался "боевой привет" - народ-то был поющий, музыкальный...
     Ульяновский госпиталь в этом отношении, должно быть, ничем не отличался от всех прочих; зато отличался в другом: он был "морским" -здесь лечились те, кто в первые месяцы войны оборонял вместе с сухопутными войсками наши военно-морские базы, прибрежные опорные пункты, острова, кто высаживал морские десанты, осуществлял эвакуацию войск с оставляемых территорий. В октябре 1941 года в госпитале появились бесстрашные морские пехотинцы, защищавшие Ленинград, геройски дравшиеся за Одессу, в одиночку отбившие удары рвавшегося к Севастополю врага и выстоявшие до подхода Приморской армии. Были здесь и уже успевшие стать легендой моряки-разведчики, работавшие на фронте под осаждённой Одессой. Ульяновские мальчишки взахлёб рассказывали друг другу, как ходили эти "чёрные дьяволы" в рейды по румынским тылам, проползая между минными полями, пробираясь по грудь в воде осеннего лимана, как одним ударом штыка или кинжала "снимали" часовых, как забрасывали гранатами хаты с вражескими штабами, как сидели под обстрелом своих же батарей, корректируя огонь. А ещё через пару месяцев госпитальные койки заняли "москвичи" - из тех 7-ми морских стрелковых бригад, что участвовали в составе общевойсковых армий в битве за столицу.
     Среди обитателей госпиталя обнаружилось несколько хорошо владеющих инструментами "духовиков"; "братишки" быстро "сыгрались", и вскоре уже весь город рвался послушать новоявленный духовой ансамбль. Его импровизированные "концерты", как магнитом, притянули местных музыкантов-моряков, и 23 декабря 1941 года приказом № 53 командира Ульяновского флотского экипажа на берегах Волги была образована военная "музыкантская команда" под руководством техника-интенданта I ранга А.М.Карпея-Лазарева. После первых же концертов стало ясно, что скромное название коллектива - недоразумение: по фронтам разъезжал хоть и небольшой, но полноценный оркестр. Так вскоре и стала называться бывшая музкоманда. В мае 1942 года оркестр получил "московскую прописку" - он был прикреплён к московскому флотскому полуэкипажу (новым капельмейстером был назначен майор А.И.Цветков).
     Они не были "участниками войны" - они были фронтовиками; они не выезжали на фронт - они постоянно находились там все 4 военных года. В их музыку вплетались то противно-ноющее жужжание мин, то приглушённый гул орудий. Люди слушали эту музыку молча, устремив невидящие взгляды куда-то вдаль - в ту далёкую, прекрасную жизнь, что теперь казалась почти что сказкой. Оркестр играл "Дунайские волны" - и на месте корабельной палубы возникала затенённая летней листвой танцплощадка с мельканием крепдешиновых платьев, и запах гари казался сладким запахом парковых клумб; музыканты исполняли оперные антракты и увертюры - и кому-то чудилось, что эти звуки вновь льются из затянутой жёсткой чёрной бумагой радиотарелки на стене родного, так давно покинутого дома. Вот зазвучала "русская колыбельная" - "На сопках Маньчжурии" - и закачались на цусимских волнах русские бескозырки, и зрители разом очнулись, посуровели: ведь когда "плачут все, как один человек", это страстное рыдание оборачивается всеобщим порывом к отмщению. "Теперь уж поквитаемся!" - тихо роняет какой-то моряк-ветеран, и молодые понимают, что им предстоит смыть с народной души то давнее горе, отомстить за тех, кто навечно уснул в неведомом гаоляне. (Когда И.С.Козловскому, благодаря которому слова вальса узнала вся страна, было уже за 80, он мечтал записать эту музыку заново - с военным оркестром. Жаль, не успел...) А вот, наконец, послышались звуки марша с тяжёлым, как девятый вал, победным медным громом - и у зрителей загорелись глаза: будет, будет она -непременно будет! - Победа, а с ней и мирная жизнь с такими же вальсами и маршами; надо только поскорее добить тех, кто отнял её у нас, кто нагло вломился в наш общий дом. И люди уже не шли в бой - они рвались в него.
     На Руси издавна знали, что военная музыка способна творить с человеком чудеса - изгонять страх, крепить дух, возвышать душу. Потому и трубили трубы "в Новеграде", потому и веяли "стяги красные в Путивле" ("Слово о полку Игореве"). Потому и почти в каждой старинной военной песне - всё о тех же трубах да барабанах. Потому и А.В.Суворов брал Измаил с развёрнутыми знамёнами и громогласной музыкой. "Музыка удваивает, утраивает русскую армию", - повторял великий полководец. Это хорошо знало и наше командование, поэтому в октябре 1944 года на оркестр была возложена почётная и ответственная миссия подготовки музыкантов для Военно-Морского Флота. Коллектив стал именоваться Отдельным учебным оркестром ПК ВМФ (его возглавил майор Г.П.Иванов).
     А когда отгремели победные салюты, оркестр вместе со всею неодолимой советской ратью прошёл по влажной от июньского дождя главной площади страны. С тех пор он маршировал по этой брусчатке каждый год - в качестве непременного участника всех военных парадов. Они, конечно, уже были другими, эти парады, ибо другим было само время, но неизменным оставался чеканный, царственный шаг музыкантов в морской форме, как неизменными были чувства тех, кто видел их строй, кто слушал их музыку. "Гордая радость военного марша... / Господи, благослови / русское воинство! Родина наша / в голоде, в братской крови" (Т.Глушкова). Это - об осеннем параде смутного 1990-го года. Вернёмся, однако, в ликующий 1945-й.
     Осенью оркестру предстоял серьёзный экзамен - смотр служебно-строевого репертуара и строевой подготовки личного состава. Экзамен был сдан на "отлично", и приказом заместителя Народного комиссара ВМФ СССР коллектив был переименован в Отдельный образцовый оркестр НК ВМФ. Смысл приказа можно было бы передать одной фразой: лучшему в мире флоту - лучший оркестр! С тех пор коллектив пестовали такие маэстро, как Д.М.Лейн, М.В.Сосновский, Г.П.Алявдин, В.И.Соловьёв, В.М.Солодахин и другие, все - заслуженные деятели искусств, заслуженные и народные артисты, полковники. Сегодня бывшая ульяновская музкоманда насчитывает 120 человек. Помимо большого духового оркестра, в состав коллектива входят вокальная и балетная группы, ансамбль народных инструментов и солисты (в числе которых - 5 заслуженных артистов РФ).
     Вот уже более 10-ти лет оркестром руководит народный артист РФ, капитан I ранга А.С.Данильченко. Как и большинство его предшественников, Александр Сергеевич - выпускник военно-дирижёрского факультета Московской консерватории (преобразованного в 2001 году в Московскую военную консерваторию). "По морям, по волнам" он ходит с 1977 года - сначала в должности начальника оркестра морского ракетоносного соединения Тихоокеанского флота, затем - начальника оркестров эскадры военных кораблей. Позже возглавлял военно-оркестровую службу Тихоокеанского флота. Но остаться до конца жизни дальневосточником было не суждено: из Владивостока военно-музыкальные пути-дороги вновь привели в Москву, в alma mater; на родную военно-дирижёрскую кафедру, теперь уже - в качестве педагога. А в 1996 году капитан I ранга Данильченко "принял" главный оркестр ВМФ России.
     Осуществлять художественное руководство столь многочисленным и столь прославленным "подразделением" - это, как говорится, "без комментариев". Концерты, зарубежные гастроли, выступления на телевидении, грамзаписи, записи на радио, участие в международных военно-музыкальных проектах. Оркестр побывал в Австрии, Франции, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Северной Корее, США. К его многочисленным победам на международных фестивалях и конкурсах военных оркестров в последние годы добавились лауреатские звания, обретённые в Великобритании и 7-ми немецких городах. С оркестром поют И.Кобзон, М.Эйзен, Л.Зыкина, Л.Рюмина, Н.Бабкина, А.Маторин, П.Глубокий, А.Розенбаум и другие знаменитости. Без музыкантов в тельняшках и бескозырках невозможно представить ни одного серьёзного московского празднества - ни Дня города, ни ежегодной церемонии вручения ордена Святого Андрея Первозванного в Кремлёвском дворце, ни торжественных мероприятий Центра национальной славы России, а уж Дня Победы и подавно. Поэтому имя Н.А.Римского-Корсакова, композитора-моряка, присвоенное оркестру Правительством Москвы, - награда заслуженная, честно заработанная не только на флотах и в военных округах, но и на концертных площадках и площадях столицы.
     Неуспешных, неблестящих, неаншлаговых выступлений у этого коллектива не бывает - вообще. И дело не только в высочайшем исполнительском уровне и великолепном репертуаре. "Везёт мужикам! - шутят музыканты "с гражданки". - Им, чтобы сорвать аплодисменты, и играть-то не обязательно - достаточно просто на сцену выйти". "А красавцу-дирижёру лицом к залу подольше постоять", - добавила бы я. Но шутки - шутками, а "морская харизма" в России - феномен вполне реальный. "Моряк - любимец Родины!" - можно было прочитать в советское время на стенах домов "флотских" городов. И это было правдой: стройные парни в белоснежных форменках и чёрных клёшах по сей день смущённо и горделиво ловят на себе одобрительные взгляды прохожих - их облик ассоциируется у народа с отчаянной храбростью, силой духа, верностью присяге и боевому морскому братству. А тут не просто "любимцы Родины" - ещё и музыканты! На мой вопрос о самых ярких гастрольных впечатлениях последних лет Александр Сергеевич ответил: "Пожалуй, Шотландия и Севастополь". "Шотландия" - это участие в 2004 году в торжествах по случаю установления памятного знака на месте будущего памятника легендарному "Варягу" (поднятому в 1905 году японцами и зачисленному во флот под названием "Сойя", выкупленному Россией за баснословную цену, ушедшему накануне Февральской революции на ремонт в Великобританию и затонувшему в первый же выход после ремонта в 1918 году недалеко от шотландского берега). 100-летие подвига русского крейсера Шотландия отметила многочисленными торжественными мероприятиями. Заполненный до отказа главный концертный зал Эдинбурга стоя рукоплескал наследникам доблести русского флота. "Varjag!" - радостно улыбались люди на улицах, пожимая им руки.
     А сентябрьские гастроли 2005 года по случаю 150-летия завершения обороны Севастополя чуть было не обернулись "массовыми беспорядками". Когда "морской десант" победным маршем, с алым полотнищем Знамени Победы зашагал по улицам "осаждённого" города, мятежное население начало пристраиваться в хвост колонны. Через некоторое время уже казалось, что за моряками, скандируя политически некорректные лозунги, марширует весь город. Власти попросили начальника оркестра ограничить гастроли концертами. Но и после них "отход" артистов приходилось прикрывать местным силовым структурам. "Слава России!", "Слава русскому флоту!", "Севастополь - русский город!" - кричали толпы народа, бросая на асфальт букеты цветов. "Будто в 1945-м побывали", - вспоминают оркестранты.
     9 мая они вновь пройдут под музыку по нашим улицам и площадям - символом благородства, отваги, непокоренности, зримым воплощением "национальной идеи". "Этой тяжёлой взлетающей меди / тысячерукий размах. / Сон о спасении. Песнь о Победе / гаснет в ненастных лучах", - написала Т.Глушкова в том же стихотворении. Поэты иногда оказываются пророками, а сны - вещими...