Главная     Редакция     Архив     5(45)/2007  
 

Память
(ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ВЕЛИКОГО АКТЁРА)


Ко Дню Победы
(СТРАНИЦА ВЕЛИКОЙ ЛЕТОПИСИ)


Ко Дню Победы
(«ГОРДАЯ РАДОСТЬ ВОЕННОГО МАРША...»)


Год ребёнка
(НАВСТРЕЧУ ДЕТСТВУ)


Год ребёнка
(«ОТКРЫТАЯ ЕВРОПА»)


Рядом с нами
(«ЖЕНЩИНА - ДИРЕКТОР ГОДА»)


Награждения
(«ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ. XXI ВЕК»)


Сорок сороков
(ИНОВЕРЧЕСКИЕ ХРАМЫ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. МАЙ)


Год русского языка
(«РОССИЯ - ИТАЛИЯ СКВОЗЬ ВЕКА»)


Театр
( ИЗ НОВОСТЕЙ МОСКОВСКОЙ СЦЕНЫ)


Театр
(«ЛЮБИМОЕ ДИТЯ» ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВОЙ)


Культ личностей
(Эдуард ДРОБИЦКИЙ. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МЫСЛИ)


Культ личностей
(ДАРИТЬ ДУШЕ НАДЕЖДУ)


Очаги культуры
(ИСКУССТВО, ПОСВЯЩЁННОЕ ПОДВИГУ)


Очаги культуры
(ЦЕЛЬ - ПОДНЯТЬ УРОВЕНЬ ЧИТАТЕЛЕЙ)


Конкурс
(СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ)


Выставки
(СКУЛЬПТУРА СЕРГЕЯ МИЛЬЧЕНКО)


ИЗ НОВОСТЕЙ МОСКОВСКОЙ СЦЕНЫ

Ольга ИГНАТЮК

Очередной блок московских премьер оказался удивительно однородным по своей тематике. Из 10-ти спектаклей, которые мы советуем вам посмотреть, 6 - это "семейные истории". Да, мир семьи сейчас в центре внимания, а вместе с ним - вечные вопросы любви и поиски недостижимой гармонии человеческих отношений. Причём типы семьи исследуются театром самые разные: русская, американская, английская, испанская, французская, итальянская. Как всегда, наименьший процент постановок составляют "придворные истории" из жизни королевских особ, и совсем уж редка "античность", требующая сегодня эксперимента и свежих подходов.

     
     МАЛЫЙ ТЕАТР
     Ф.Шиллер "Мария Стюарт"
     Легендарная история борьбы двух королев (повествующая о том, как глава английского абсолютизма Елизавета казнила шотландскую королеву Марию Стюарт, готовившую против неё заговор и претендовавшую на английский престол) любима нашей сценой, активно насыщающей её экспериментом и авангардом. Однако Малый театр, как всегда, строго блюдёт кодекс "хранителя традиций". Так что же найдёт для себя зритель, пришедший на "Марию Стюарт"? Найдёт главное: точку отсчёта в понимании пьесы, не искажённой постмодернизмом (режиссёр В.Иванов). Ещё - радующие душу красоту и пышность, узаконенные этой сценой.
     Сами же королевы в исполнении Людмилы Титовой (Елизавета) и совсем молодой Ольги Молочной (Мария) волнуют нас "русской объёмной игрой", где панорама личности непредсказуема и обширна. В поединке этих царственных особ вопросы власти соединяются в гремучую смесь с интригами женского соперничества. А провокация действия в том, что в отличие от многих трактовок (где Мария красива, а Елизавета уродлива) обе королевы блистают равной красотой и статью. И тогда становится ясно, что обеим им действительно нет места в одном времени и пространстве. После долгих колебаний Елизавета подписывает томящейся в тюрьме сопернице приговор казни - и Мария отправляется на неё с истинно королевским величием, способным вызвать восхищение и слезу.
     
     ТЕАТР ИМЕНИ ВЛ.МАЯКОВСКОГО
     Э.Олби "Шаткое равновесие"

     Малоизвестная пьеса Э.Олби выбрана Сергеем Арцибашевым для постановки неслучайно: она оказалась абсолютным воплощением драматургических пристрастий этого режиссёра, определяемых как "семейная тема". На этот раз в зоне внимания была американская семья. Каждая минута жизни которой - кошмар, нервозность и ад. Непрерывные, томительные и болезненные перепалки супругов (Е.Симоновой и М.Филиппова), проживших вместе целую жизнь, являют нам муку взаимной ненависти. Их великовозрастная дочь (З.Кайдановская), неустанно меняющая мужей, столь же неустанно терроризирует родителей, врываясь в их дом с пистолетом и всякими разрушительными порывами. Сестра же хозяйки дома (О.Прокофьева), прелестное и спившееся существо, страстно влюблена в мужа сестры, делая обстановку в доме совершенно невыносимой. Тут есть ещё и парочка безумных соседей, дополняющих общую картину "семьи как сумасшедшего дома". Шаткое равновесие всего этого сообщества пытается удерживать хозяйка дома, взвалив на себя нелёгкую функцию врачевателя всех страждущих и заблудших душ. Именно на неё надеемся и мы. Но что же делать с сегодняшней семьёй, раздираемой противоречиями современной жизни и не могущей сохранить даже "шаткого равновесия", - оказалось, не знает никто.
     
     МАСТЕРСКАЯ П.Н.ФОМЕНКО
     Г.Маркес "Как жаль..."

     Пьеса Г.Маркеса, по которой поставлен этот спектакль, называется "Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине". А сама постановка Петра Фоменко, осуществлённая для Людмилы Максаковой, заняла своё законное место в антологии "вечных монологов женщин о собственной жизни в любви". Подобные сюжеты будут интересны всегда и найдут у публики спрос.
     Маркесовский сюжет - это "анатомия брака", подвергшегося препарированию героиней этой монодрамы накануне празднования своей серебряной свадьбы. "Брак - это ад" - вот её исходная позиция, выстраданная за четверть века и сообщённая нам. Почему ход жизни имеет исключительно драматическую перспективу, а главный драматизм в том, что любовь с годами уходит? Однако в течение полутора часов героиня проделывает жадные поиски исчезнувшей в долгих годах брака любви. Это и есть главный стержень всей истории и важнейший вектор сюжета, позиционирующего любовь как основу человеческой жизни и главную ценность наших отношений. Взглянуть на Максакову в этом сюжете стоит, она лицедействует неутомимо и виртуозно, по-прежнему являясь для публики одной из любимых героинь московских подмостков.
     
     ТЕАТР ИМЕНИ Н.В.ГОГОЛЯ
     О.Уайльд "Веер леди Уиндермир"

     Россия всегда интересовалась Уайльдом, и очередное его возвращение на сцену тому доказательство. Эта "символическая драма" в режиссуре Сергея Яшина вновь нашла живой отклик у публики. Вопросы роковых перекличек человеческих судеб воплощены в сюжете о грешной матери, вмешавшейся в жизнь своей дочери, дабы не дать ей пойти по такому же пути. Этот дуэт исполняют прима театра Светлана Брагарник и молодая актриса Ирина Шейдулина. Дуэт хорош, как, впрочем, хорош и весь спектакль с живописной атмосферой туманного Лондона и очень стильным действием, построенным как бесконечно длящийся танец, изысканный и захватывающий воображение. Да, "Веер леди Уиндермир" - один из самых стильных спектаклей Сергея Яшина.
     А поклонникам Михаила Булгакова стоит также заглянуть в этот театр и увидеть только что вышедшую версию "Театрального романа" в постановке модного московского режиссёра Константина Богомолова.
     
     ТЕАТР НА ЮГО-ЗАПАДЕ
     М.Вишнеч "Требуется старый клоун"

     Очередной эксклюзив Театра на Юго-Западе, подобного которому не увидеть нигде, - спектакль про клоунов в постановке Валерия Беляковича. Для тех, кто по наивности считает цирк искусством крайне весёлым, всё встанет на свои места, и они теперь поймут, что клоунский мир на самом деле отчаянно трагичен. Три старых друга-клоуна встретились через 30 лет на одной арене в поисках работы. Их рвущая душу встреча и составляет весь сюжет. Каждый рассказывает историю своей жизни, некогда блистательной, теперь же состоящей из сплошных потерь. Все трое, эти старые, больные и безумные шельмы, уже никому не нужны со своими устаревшими фокусами. И мы больше всего боимся, что кто-то из них вот-вот умрёт на наших глазах от сердечного приступа. Как раз это и происходит.
     Тема, в общем-то, не новая - но взятая с типичными для Беляковича брутальностью и сарказмом. Перед нами очерчен "весь круг человеческой жизни" - показанный с жёсткой силой и безо всякой сентиментальности. Актёры бросают в зал сильнейшие эмоции. Это три патриарха Театра на Юго-Западе: Алексей Ванин, Владимир Коппалов и Сергей Белякович.
     
     ТЕАТР "ЕТ СЕТЕВА"
     М.Угаров "Газета "Русский инвалид" за 18 июля..."

     Драматург Михаил Угаров поставил этот спектакль по собственной пьесе - явив нам образец постмодернизма как в драматургии, так и в режиссуре. Постмодернистская игра со зрителем начинается уже с программки, представляющей собою газету "Русский инвалид" конца XIX века, где напечатана эта угаровская пьеса и куда, следуя сюжету, наш главный герой пишет свои заметки. Герой - немолодой литератор, который сам оказался втянутым в ходячий литературный сюжет о роковой и несчастной любви. И жертва - он сам, Иван Павлович (Владимир Скворцов), ставший объектом манипуляций замужней женщины, которая годами терзает его страдающее сердце, доведя уже бедного Ивана Павловича до психического расстройства. Что очень в духе сюжетов русской литературы. Именно она здесь и пародируется - стилем, диалогами и фабулой, смахивающей на многие фабулы Тургенева, Чехова и Достоевского.
     Итак, Иван Павлович опять получает письмо от своей дамы сердца - которая, уже окончательно разорив его, после очередного обмана вновь зовёт уехать вместе с нею. Но Иван Павлович не приходит на свидание - а решительно "выскакивает из сюжета", превратившись в современного человека, бунтующего против старых литературных канонов. "Нельзя впутывать себя в подобный сюжет!" - кричит он, вырываясь из старинной лексики в современный сленг, полный, конечно же, всевозможной нецензурщины, без которой сегодня не обойдётся ни одна современная пьеса. И таким образом окончательно высмеивая только что сыгранную историю. Однако на самом-то деле вся история любви Ивана Павловича была столь изящна, грустна и красива, что воспоминание о великой русской литературе, как и преклонение перед нею оказались сильнее постмодернистских опровергающих намерений.
     
     ТЕАТР АРМЕНА ДЖИГАРХАНЯНА
     Ф.Г.Лорка "Дом Бернарды Альбы"

     Эту пьесу знают и любят в России, постигая её как вечный канон об испанской "идее чести", превратившейся в лжеидею и подавляющей самые естественные человеческие стремления и чувства. Подавленная любовь неизбежно ищет выхода, неся вместо счастья смерть. Чем и вознаграждается бессмысленный деспотизм Бернарды, матери пяти дочерей, пяти несостоявшихся невест и жён. "Дом Бернарды Альбы" - исключительно женский спектакль. Его герои - одни женщины, являющиеся обитательницами дома Бернарды. Девять одиноких женщин, лишённых присутствия в их жизни мужчины. Женщины без мужчин. С одним лишь томлением, грёзами, упованиями и страстными рассуждениями о мужчине - всем тем, что сделалось основным и болезненным содержанием их жизни.
     Интересно, что пьесу эту ставят как раз именно мужчины. У Анатолия Дзиваева это первая постановка на сцене Театра Армена Джигарханяна, сценографию же осуществил его сын Ацамаз Дзиваев - и в этом тандеме они выступили очень выразительно. Сочинив типично испанскую "поэтическую драму", стиль которой неотделим от мифологемы "Театра Лорки", - драму, погружающую нас в стихию красивой романтической баллады. Женская жажда любви, о которой ведётся здесь речь, доведена на сцене до исступлённого, почти мистерийного напряжения. Находя себе горячий отклик в зрительном зале и приобретая философский накал.
     
      "ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОСОБНЯКЪ"
     У.Бетти "Убийство на острове коз"

     Это итальянская мистическая драма-притча, поставленная Леонидом Красновым, известна у нас мало. В ней всё таинственно, для нашего уха странно. Но русская сцена любит чужие загадки, находя в иноземной мистике собственный источник вдохновения. На затерянный во вселенной таинственный остров заявляется незнакомец в поисках семьи своего погибшего однополчанина. Семья состоит из его вдовы, его сестры и его юной дочери. И теперь эти четверо остаются одни во всей вселенной - три женщины и мужчина. Мужчина как вечный искатель пристанища, очага и тепла. И три женщины, жаждущие дарить тепло и отдавать любовь. Всё это, конечно, образы-символы, олицетворяющие вечные человеческие архетипы и вечные модели мироздания. В их истории всё предначертано заранее - и роковая страсть, отправившая всех четверых в опасное любовное плавание, и даже гибель героя в финале. И речь здесь идёт, в общем, о том, что каждый из нас - лишь игрушка в руках некоего всевышнего режиссёра, и стоит иной раз повнимательнее смотреть на звёзды, ища в расположении небесных светил разгадку собственной жизни.
     
     ТЕАТР ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
     Софокл "Антигона"

     Ценность этой постановки в самом феномене "Камбуровой на драматической сцене". А тайное желание каждого зрителя, пришедшего на "Антигону", - конечно же, дождаться очередного момента "камбуровского вокала".
     Образ спектакля, поставленного Олегом Кудряшовым, прост: камерный зал, декорированный греческими масками, тело Полиника, лежащее незахороненным в центре, и два героя, играющих сюжет. Камбурова играет Антигону, её сестру Йемену, фиванского царя Креонта, его жену Эвридику и их сына Гемона, а также прорицателя Тересия и Стража. Её партнёр по сцене, молодой российский египтянин Мохаммед Абдель Фаттах, иполняет роль Хора и Вестника, направляя и комментируя ход событий. По сюжету, юная Антигона, исполняя волю богов вопреки воле царя, предаёт земле тело убитого на войне брата - добровольно идя за это на смерть. Таким образом беря на себя ответственность за несовершенство мироустройства. Ставится "Антигона" редко - поскольку личность, равная этой мифической античной героине, такая же редкость. И в этом смысле Елена Камбурова - неожиданное открытие в истории исполнения этой роли.
     Её стиль полон сосредоточенности и страстности. Её эмоциональное бытие напряжено, и, в полном соответствии с романтической традицией, она предпочитает экстатическую форму повествовательной. Плюс, конечно же, неповторимый камбуровский вокал, который возникает в кульминационных моментах, "отрывая" героиню от земли - и без которого эта роль не представляла бы столь яркого интереса. Поскольку Елена Камбурова верно поняла, что древнегреческой трагедии необходимо именно вокальное голосоведение. В чём и содержалась разгадка этой роли.
     
     КАМЕРНЫЙ ОБЛАСТНОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
     М.Полищук "Мари и Пьер"

     Этот спектакль, рассказывающий о знаменитых французских физиках Пьере и Марии Кюри, поставил Валерий Якунин, оформил же художник Михаил Соловьёв. Сценография которого являет собой самостоятельный мощный спектакль, очень красивый и во всех подробностях рассказывающий нам об обстоятельствах жизни, быта и научной деятельности двух легендарных учёных, представляя уже исчезнувший с нашей сцены подробный "жизнеописательный" стиль, с любовью воссоздающий каждую деталь быта конца XIX века: от миниатюрного лифта, двигающегося с помощью ручной лебёдки, до множества диковинных приборов, мензурок и колб научной лаборатории, ставшей одновременно и семейным домом двух великих учёных. Соединённый с кинохроникой парижской жизни тех лет, весь этот стиль превращает спектакль в своеобразный эпос столь любимой нами "серии ЖЗЛ". А вся история знакомства, любви и брака Пьера и Марии срежиссирована Якуниным в жанре "большой, долгой и славной жизни", проживаемой актёрами подробно и неторопливо и открывающей для зрителей целый мир ушедшей эпохи и её героев, ставших уже частью истории. Приобщая к этой истории и нас.