Главная     Редакция     Архив     5(45)/2007  
 

Память
(ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ВЕЛИКОГО АКТЁРА)


Ко Дню Победы
(СТРАНИЦА ВЕЛИКОЙ ЛЕТОПИСИ)


Ко Дню Победы
(«ГОРДАЯ РАДОСТЬ ВОЕННОГО МАРША...»)


Год ребёнка
(НАВСТРЕЧУ ДЕТСТВУ)


Год ребёнка
(«ОТКРЫТАЯ ЕВРОПА»)


Рядом с нами
(«ЖЕНЩИНА - ДИРЕКТОР ГОДА»)


Награждения
(«ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ. XXI ВЕК»)


Сорок сороков
(ИНОВЕРЧЕСКИЕ ХРАМЫ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. МАЙ)


Год русского языка
(«РОССИЯ - ИТАЛИЯ СКВОЗЬ ВЕКА»)


Театр
( ИЗ НОВОСТЕЙ МОСКОВСКОЙ СЦЕНЫ)


Театр
(«ЛЮБИМОЕ ДИТЯ» ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВОЙ)


Культ личностей
(Эдуард ДРОБИЦКИЙ. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МЫСЛИ)


Культ личностей
(ДАРИТЬ ДУШЕ НАДЕЖДУ)


Очаги культуры
(ИСКУССТВО, ПОСВЯЩЁННОЕ ПОДВИГУ)


Очаги культуры
(ЦЕЛЬ - ПОДНЯТЬ УРОВЕНЬ ЧИТАТЕЛЕЙ)


Конкурс
(СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ)


Выставки
(СКУЛЬПТУРА СЕРГЕЯ МИЛЬЧЕНКО)


"ЛЮБИМОЕ ДИТЯ" ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВОЙ

Ирина НОВИЧКОВА

Образ мастера сцены, пожалуй, наиболее полно раскрывается в совокупности черт артиста и человека, художника и гражданина… Народная артистка России Людмила Иванова привлекает не только созданными ею в театре и кино образами, но и самой личностью. Большая актриса, она ещё и человечески талантлива.

Множество ролей сыграно Л.Ивановой с такой редкой душевной самоотдачей и пронзительной сердечностью, что они надолго запечатлеваются в памяти. Её героини разные и вместе с тем чем-то похожие друг на друга: через ту или иную внешнюю жизнь мы видим прекрасное человеческое сердце. Зойка ("Пять вечеров" А.Володина) и Матвеевна ("В день свадьбы" В.Розова), Квашня ("На дне" М.Горького) и Васюта ("Провинциальные анекдоты" А.Вампилова), Мать ("Четыре капли" В.Розова) и Саввишна ("Эшелон" М.Рощина), Баба Настя ("Крутой маршрут" Е.Гинзбурга) и Писательница Виолетта ("Кот домашний средней пушистости" В.Войновича, Г.Горина) - образы, созданные Л.Ивановой на сцене "Современника", где она работает почти со дня основания - с августа 1957 года.
     Среди её ролей в кино - Надежда ("Помни имя своё" С.Колосова), Клавдия Матвеевна ("Самая обаятельная и привлекательная" Г.Бежанова), Серафима Ильинична ("Суета сует" А.Суриковой), Клава с кошками ("Небеса обетованные" Э.Рязанова), Свекровь ("Зависть богов" В.Меньшова)... А разве можно забыть её Шуру из месткома в кинофильме "Служебный роман" Э.Рязанова?
     Великий реформатор русского театра К.С.Станиславский говорил своим ученикам: "Обязательность успеха - препятствие для творчества". Старые мхатовцы, как известно, лёгких успехов не признавали и не ценили. Путь к каждой, даже эпизодической роли неизменно бывал тернистым. Всё, чего достигла Л.Иванова, воспитанница Школы-студии МХАТ, заработано колоссальным трудом, настоящим актёрским талантом и истовой преданностью театру.
     По окончании театрального института она получила приглашения и от Н.Акимова в Ленинградский театр комедии, и от Ю.Киселёва в знаменитый Саратовский ТЮЗ. Но молодая актриса не могла оставить больную маму и согласилась работать в передвижном московском - Гастрольном под руководством Наталии Сац, ставшим для неё "первым театром". В нём Л.Иванова проработала 2 года.
     Говорят, что первая любовь - самое сильное впечатление юности. А первый театр в чём-то сродни первой любви. И кто знает, быть может, не случайно спустя три с лишним десятилетия Л.Иванова стала создателем и художественным руководителем детского музыкального театра "Экспромт".
     Удивительно тёплая атмосфера царит у Л.Ивановой и дома. Радушная хозяйка, она всегда стремится к тому, чтобы гости чувствовали себя уютно и свободно. Эти качества её личности также располагают к ней всех, кому посчастливилось с ней общаться.
     - Почему 17лет тому назад Вы, актриса театра "Современник", постоянно снимающаяся в кино, решили создать детский музыкальный театр "Экспромт"?
     Л.Иванова: 90-е годы - это было время, когда открывались студии. А я была тогда депутатом Бауманского райсовета. И однажды подумала о том, что зал в райисполкоме пустует по субботам и воскресеньям и что было бы замечательно, если по выходным сюда приходили бы семьями, вместе с детьми. Так возникла идея о создании "семейного" театра. Для этого было решено приспособить красный уголок с крохотной сценой, где я принимала население как депутат... Конечно, не всё было сразу. Сначала играли спектакли и в музыкальном училище, и в "Современнике", пока не дал добро на государственный детский музыкальный театр Юрий Михайлович Лужков. Так в 1990 году и был создан "Экспромт". Почему детский? Мне казалось, что в Москве существует необходимость большего количества детских театров, детских спектаклей... Почему музыкальный? Потому что под музыку всё легче воспринимается, в том числе и сказки, и пьесы.
     Думаю, что сыграла свою роль и моя встреча с Наталией Ильиничной Сац. Это была очень образованная женщина, необыкновенная умница. Руководимый Наталией Сац театр стал в моей жизни первым, куда я, окончив Школу-студию МХАТ, попала по распределению. И, вероятно, её страсть именно к музыкальному театру запала в меня...
     Несмотря на то, что я очень люблю театр "Современник" (это мой главный театр), где работаю уже почти полвека, мне всегда не хватало музыкальных спектаклей. А я безумно люблю музыку. В своё время закончила музыкальную школу. Люблю бывать на концертах. Кроме того, мой муж и я - барды, мы сочиняем стихи и музыку. И я просто не представляю, как можно жить без этого? Поэтому наш "Экспромт"-театр музыкальный. В его спектаклях всегда звучит живая музыка, а не запись, что сейчас большая редкость... В театре "Экспромт" Л.Ивановой поставлены спектакли "Доходное место" (совместно с Владимиром Байчером), "Маменька", "Медной горы хозяйка", "Дама-невидимка"... Желание попасть в тон сегодняшней злободневной теме режиссёру Л.Ивановой не свойственно. В центре её внимания - пьесы, выражающие веру в доброе, в победу любви с её поэзией, сердечность в отношениях между людьми. Л.Иванову отличает стремление развивать в юных зрителях не только эстетическое, но и нравственное чувство.
     - По мнению Евгения Вахтангова, режиссёр должен обладать чувством пьесы, чувством современности и чувством коллектива. Какие ещё качества, на Ваш взгляд, должен иметь режиссёр?
     - Я - ученица Олега Николаевича Ефремова. Мне мало интересны изыски режиссёров, с которыми мы в настоящее время зачастую встречаемся. Для меня интересно проживание каждого актёра в роли. Настоящее проживание, абсолютно правдивое, страстное. На сцене это самое важное и единственное, что я люблю. И именно этому я стремлюсь научить актёров нашего театра.
     - А что можно сказать о репертуаре театра "Экспромт"?
     - Репертуар настолько разнообразен, что каждый зритель может найти для себя что-то интересное. Это - русские сказки и сказки народов мира (быть может, самое ценное, что накопило человечество за свою историю) - спектакли "Маша и Медведь", "Машкины сны" ("Репка"), "Салун матушки Мидоус" по "Сказкам дядюшки Римуса" Д.Харриса, восточная сказка "Али-баба и 40 разбойников", "Ёжик в тумане" по сказкам С.Козлова... Есть постановки и для взрослых: "Дачные амуры" по рассказам А.П.Чехова, "Риголетто. Сеанс оперы" (музыка Д.Верди), "Маменька" по произведениям Н.В.Гоголя и воспоминаниям его матери М.И.Гоголь-Яновской.
     Театр, на мой взгляд, должен стремиться рассказывать зрителям о больших и настоящих чувствах. Одна из последних работ театра "Экспромт" - "Дама-невидимка", музыкальная комедия по пьесе П.Кальдерона. Это романтический спектакль, пьеса "плаща и шпаги", повествующая о товариществе, о любви... Мне кажется, что сопереживать таким героям - большая радость и хорошее упражнение для души.
     - Есть ли у Вас какое-то жизненное кредо, помогающее в трудные моменты?
     - Никогда не унывать. Не останавливаться на достигнутом, постоянно стремиться вперёд. Стараться жить не для себя, а для других. И отдавать людям всё, что можешь...
     Выдающийся режиссёр и театральный деятель, организатор и художественный руководитель первого в мире Московского детского музыкального театра Наталия Ильинична Сац была убеждена в том, что, когда театр и музыка объединяют свои силы, смысл пьесы, её события, её идеи звучат особенно вдохновенно и ярко. Кажется, что с ней согласны и Людмила Иванова, и её коллеги по театру "Экспромт" - режиссёр Наталья Тимофеева и художник Иван Миляев.
     Для Натальи Тимофеевой поставить спектакль - это значит создать новый мир. Сказочный мир удивительных метафор, обращённый к тайникам души и сердца. Поэтому её спектакли с такой теплотой принимаются как юными зрителями, так и взрослыми.
     - Наталья Михайловна, согласны ли Вы с известным изречением, что для детей ставить и играть спектакли нужно так же, как для взрослых, только ещё лучше?
     Н.Тимофеева: Это действительно так. К счастью, артисты нашего театра любят свою работу и всегда подходят к ней с большим профессионализмом, понимая, что маленького зрителя никогда нельзя обманывать. Иначе можно потерять главное - его доверие, без которого невозможен никакой диалог с ним. Если говорить о режиссёре, то он должен прежде всего задаваться вопросами: для чего ставится тот или иной спектакль, что он хочет донести им до зрителя?
     ...Я родилась и выросла в советское время. Тогда в нас воспитывали стремление стать хорошими людьми. А сейчас, как мне кажется, этого не хватает. Очень много "потерянных" людей. И, к сожалению, зачастую они сами этого не понимают. Чтобы таких людей было как можно меньше или не было вообще, надо воспитание начинать с детства. И эту задачу (конечно же, наряду с семьёй) может и обязан взять на себя детский театр.
     В театре для детей непременно должна оставаться сказка. И Золушка, с моей точки зрения, должна быть наивной, а не предприимчивой, какой видят её некоторые современные режиссёры. Нельзя разрушать сказку.
     Спектакль нашего театра "Башмачки для Золушки" - это сказочная история, в которой главной героине повезло не случайно. За её доброту, трудолюбие, отзывчивость, мягкий характер небеса подарили ей счастливую любовь. Именно такими примерами и необходимо воспитывать детей.
     Оригинальные декорации к спектаклям детского музыкального театра "Экспромт" создаёт художник Иван Миляев. Его художественный метод созвучен живописным принципам нашего времени, когда особенную роль и значение приобрёл открытый цвет. Вместе с тем кажется, что колористическая стихия и живописных работ, и театральных декораций Миляева подчинена не столько реальности, сколько выражению внутреннего замысла, игре цвета и форм. Сочетая поэзию настроений с лёгким и ритмичным мазком, они словно создают чарующую мелодию линий и красок. Сегодня признанный критикой одним из лучших детских театров России, "Экспромт" - "любимое дитя" актрисы, режиссёра, театрального педагога и поэта Людмилы Ивановой, а также её коллег - приобщает новые поколения мальчишек и девчонок к искусству театра, к миру прекрасного, всегда открытого для света и добра.
     Когда готовилась к печати эта статья, в редакцию пришло известие о присвоении Наталье Тимофеевой (в настоящее время режиссёру театра) звания "Заслуженная артистка России", с чем мы её от всей души поздравляем!