Главная     Редакция     Архив     5(45)/2007  
 

Память
(ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ВЕЛИКОГО АКТЁРА)


Ко Дню Победы
(СТРАНИЦА ВЕЛИКОЙ ЛЕТОПИСИ)


Ко Дню Победы
(«ГОРДАЯ РАДОСТЬ ВОЕННОГО МАРША...»)


Год ребёнка
(НАВСТРЕЧУ ДЕТСТВУ)


Год ребёнка
(«ОТКРЫТАЯ ЕВРОПА»)


Рядом с нами
(«ЖЕНЩИНА - ДИРЕКТОР ГОДА»)


Награждения
(«ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ. XXI ВЕК»)


Сорок сороков
(ИНОВЕРЧЕСКИЕ ХРАМЫ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. МАЙ)


Год русского языка
(«РОССИЯ - ИТАЛИЯ СКВОЗЬ ВЕКА»)


Театр
( ИЗ НОВОСТЕЙ МОСКОВСКОЙ СЦЕНЫ)


Театр
(«ЛЮБИМОЕ ДИТЯ» ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВОЙ)


Культ личностей
(Эдуард ДРОБИЦКИЙ. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МЫСЛИ)


Культ личностей
(ДАРИТЬ ДУШЕ НАДЕЖДУ)


Очаги культуры
(ИСКУССТВО, ПОСВЯЩЁННОЕ ПОДВИГУ)


Очаги культуры
(ЦЕЛЬ - ПОДНЯТЬ УРОВЕНЬ ЧИТАТЕЛЕЙ)


Конкурс
(СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ)


Выставки
(СКУЛЬПТУРА СЕРГЕЯ МИЛЬЧЕНКО)


ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ВЕЛИКОГО АКТЕРА

БЫЛО ДАНО НАШЕМУ ЖУРНАЛУ

- Михаил Александрович, сейчас вместе с издательством "Вагриус" Вы работаете над своей новой книгой. Хотелось бы начать разговор с неё. Что это за книга? О чём в ней пойдёт речь?
     М.А.УЛБЯНОВ:
     - Мне приходилось где-то слышать, что человек, сколько бы он ни прожил, готовя какие-нибудь официальные документы, всегда о своей биографии пишет текст объёмом что-то около странички. Ребёнку и приобретение собаки может показаться важным, а пожилой человек в биографии не всякую свою работу отметит. Я не профессиональный писатель, и художественный вымысел - дело не моё, поэтому основу книги прежде всего составит моя жизнь, моё актёрство, мои встречи с интересными людьми. Но книга - не совсем биография, и в страничку я её ужимать не стану, а постараюсь с позиции своих лет и нажитого опыта рассказать читателю о тех событиях, которые оставили след в моей жизни и, возможно, отпечатались в отечественной театральной и кинематографической культуре. Ещё мне бы хотелось поразмышлять о многих проблемах, которые заботят нашу страну и её граждан. Но сделать это думаю не с общей точки зрения, а, так сказать, со своих актёрских подмостков.
     - Интерес широкой публики всегда подогревается подробностями из личной жизни известного человека. Найдут ли они отражение в книге?
     - Понемногу я расскажу обо всём. И о детстве своём, и о юности, и о послевоенной учёбе в Щукинском училище. Упомяну о взаимоотношениях с товарищами по творческому цеху и о семье. Но в большей мере мне хотелось бы проследить те тенденции в развитии российского театрального искусства, которые происходили на стыке сменяющих друг друга эпох. Ведь я начинал службу в театре ещё при живом Сталине, а потом были политические "оттепели", "заморозки", "застои", "перестройки" и разные другие переделки. И даже странно, как всё это выдержало наше общество. А театр - часть общества, в каком-то смысле он - зеркало его жизни. Поэтому всё, что происходило в стране, касалось и нас, актёров.
     Избитой стала истина, что об обществе судят по его отношению к детям и старикам. Но тут, я вам скажу, такое происходит! После войны в неблагополучной стране миллионную беспризорность разом победили всем миром. Сегодня же при росте всяческих благосостоянии от чего только дети не страдают! Или взять стариков: вроде бы им и льготы, и деньги по закону положены, а если вникнешь в суть, то становится грустно. Сейчас, например, из-за чиновничьего головотяпства не хватает в аптеках бесплатных лекарств. Что же выходит: кладите, старички, зубы на полку? И сколько ещё неприглядных фактов можно перечислить!
     Вот несколько лет назад снялся я у Станислава Говорухина в "Ворошиловском стрелке". Честно, во время съёмок и не думалось о том, что фильм получит широкий резонанс. Снимали его скромно, и в прокат он вышел неброско. Но фильм запомнился зрителю, и уже "Стрелка" пускают по телевидению с представительным анонсом: "Фильм недели". А дело в том, что картина отразила боль нашего народа. Ведь каждый из нас, и особенно человек в преклонных годах, может запросто оказаться наедине со своей бедой без властной защиты и общественной поддержки. Но если есть в человеке что-то человеческое, то его голыми руками не взять. Вот и мой герой нашёл в себе волю, чтобы защитить своё достоинство и честь близкого человека.
     Как нам порой не хватает этой внутренней силы перед лицом неласковой действительности! Пусть не очень верится, что в реальной жизни старику сошли бы с рук игры со снайперской винтовкой: на таких, как он, управа живо находится. Иное дело, когда проблемы с законом и совестью возникают у влиятельных и богатых. Их ведь тоже урезонивать надо. А когда этого не происходит, я знаю, что болят сердца у моих соотечественников от бессилия и несправедливости. И об этом я тоже буду писать в книге.
     - В конце 2006 года состоялись выборы нового руководства в Союзе театральных деятелей. Как Вы оцениваете их результаты?
     - Найти руководителя для крупного творческого союза всегда очень непросто, потому что далеко не каждый на должность пойдёт и не каждый её поднимет. В своё время, когда на перестроечной волне меня поставили во главе СТД, а Элема Климова - во главе Союза кинематографистов, Виктор Астафьев сказал мне: "Это только враги могли придумать, чтобы тебя и Элема выдвинуть в председатели. Они хотят, чтобы вы своё основное дело не делали и плохо делали то, которое вам навязали". Действительно, логика в этом была. Но я был, что называется, вхож во власть, к тому времени уже избирался в Верховный Совет СССР и, посоветовавшись с близкими людьми, решил, что председательство как минимум поможет мне в руководстве Театром имени Вахтангова. И отчасти это оказалось правдой, но для моей актёрской работы оно вряд ли обернулось благом, ведь деятельность общественного функционера требует сил и времени, а тут ещё эпоха выпала не из лёгких - Советский Союз трещал по швам и, наконец, раскололся на 15 независимых государств. Словом, обязанностей у меня было невпроворот, и я где-то с завистью смотрел на коллег, например на Олега Ефремова, Олега Табакова, которые, сосредоточившись на творчестве, работали как сумасшедшие. Но два допустимых по нашему уставу пятилетия я всё-таки отработал председателем СТД. Однако после меня вешать на себя эти вериги никто не торопился. Только Александр Калягин, когда я дозвонился до него, на предложение возглавить СТД сразу откликнулся своим роскошным бархатным голосом: "Да, конечно!". Его избрали, и выбор оказался удачным: Калягин как актёр отлично разбирается в театральной творческой кухне, он не чужд организаторской и финансовой деятельности, и наш Союз при нём окреп. Поэтому Калягин по заслугам сохранил должность за собой в третий раз. И всё же грустно, что пункт в уставе о двух сроках председательского правления ненароком позабылся.
     - Не так давно Театр имени Вахтангова отметил своё 85-летие. Что для Вас значил этот юбилей?
     - Знаете, 85 лет - цифра неофициальная и условная, потому что ни в одной из метрик не записана точная дата появления нашего театра на свет. Но повод для того, чтобы отметить её всем коллективом, у нас был. Этот праздник - нечто вроде ордена. Сейчас появилась масса негосударственных орденов, которые учреждаются разными общественными объединениями, финансовыми группами, промышленными корпорациями и так далее... Вот мы и решили собраться всем коллективом, чтобы сообща оглянуться назад и понять, а чем, собственно, живёт сегодня наш театр, что происходит вокруг него, сохранилась ли вахтанговская школа и действенны ли по-прежнему вахтанговские методы работы. А вахтанговская традиция озорная, искромётная, солнечная, поэтому нам сам Бог велел капустник устроить. Чужих на нём не было, потому что капустник - такая вещь, в которой все шутки и намёки сразу становятся понятными только своим. То есть это домашний праздник. И вот смотрел я, как на сцене дурачились мои коллеги, и одновременно радовался и грустил: они молодые, сильные, всё у них впереди - и в жизни, и в профессии...
     А профессия актёра жестокая. Она не любит слабых и оступившихся. Как тут мне на возраст не посетовать - всё-таки почти 80 лет миновало. И уже никогда не сыграть мне тех ролей, о которых мечталось ещё совсем недавно. Но это - печаль моя, персональная. За театр же могу лишь порадоваться: звучит наш вахтанговский голос, звучит весело, и зритель к нему прислушивается. И значит - зритель нас любит!
     - А молодые актёры - как Вы находите их нынешнюю работу в театре, кино, на телевидении?
     - Ответить на этот вопрос коротко очень сложно. Для меня безусловны лишь две вещи: во-первых, талантливые актёры среди молодёжи не перевелись, а во-вторых, им приходится работать совершенно в иных реалиях, чем некогда актёрам моего поколения. У нас времени, что ли, было больше для того, чтобы поразмыслить над ролью, чтобы заодно подумать о вечном. Теперь не так. Все бегут, все торопятся успеть, многие хотят прославиться и подзаработать. Молодым некогда раскачиваться, и спешка, конечно, не всегда накладывает благоприятный отпечаток на качество работы, но она также заставляет молодёжь быстрее набираться мастерства и опыта.
     Недавно Лев Дуров в телевизионном интервью по случаю своего юбилея говорил о трёх поколениях актёров. И он их обозначил таким образом: вначале были аристократы -к ним можно причислить наших учителей, затем пришли мы - разночинцы, а на смену нам идёт ПТУ. В чём-то можно согласиться с таким высказыванием, в чём-то нет.
     В этой связи скажу о Марии Ароновой, которая как раз относится к последнему поколению. Эта актриса обладает таким талантом и заразительным обаянием, что, видя её в спектакле, зритель безоговорочно ей подчиняется. Ей удаются почти все роли, а особенно - если Аронова попадает на озорную почву буффонады. Марию отличает высочайшее мастерство, и язык никак не поворачивается назвать её "пэтэушницей". Она наделена разносторонними дарованиями и сценической раскованностью, что так важно в нашей профессии. Для Ароновой нет преград: например, будучи солидной дамой, она может запросто сесть на шпагат, если того требует роль. Но баловство - не самоцель, это один из способов добиваться выразительного эффекта. Когда надо, Аронова умеет быть серьёзной. И кого бы она ни играла, её героиням всегда хочется сопереживать.
     А сколько ещё способных, талантливых людей работает в нашем, да и в других театрах! Поэтому я не стану говорить, что мы были такими, а они стали сякими. Разные времена накладывают на разные поколения разные требования. На театре даже трактовка классических произведений может серьёзно изменяться с годами. И это не плохо и не хорошо - это творческая данность. С ней надо жить и работать. В чём я искренне желаю успеха молодым.

Интервью провёл Сергей ОВЧИННИКОВ



     Книгу, о которой шла речь, Михаил Александрович Ульянов дописать не успел...