Память
(ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ВЕЛИКОГО АКТЁРА)
Ко Дню Победы
(СТРАНИЦА ВЕЛИКОЙ ЛЕТОПИСИ)
Ко Дню Победы
(«ГОРДАЯ РАДОСТЬ ВОЕННОГО МАРША...»)
Год ребёнка
(НАВСТРЕЧУ ДЕТСТВУ)
Год ребёнка
(«ОТКРЫТАЯ ЕВРОПА»)
Рядом с нами
(«ЖЕНЩИНА - ДИРЕКТОР ГОДА»)
Награждения
(«ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ. XXI ВЕК»)
Сорок сороков
(ИНОВЕРЧЕСКИЕ ХРАМЫ)
Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. МАЙ)
Год русского языка
(«РОССИЯ - ИТАЛИЯ СКВОЗЬ ВЕКА»)
Театр
( ИЗ НОВОСТЕЙ МОСКОВСКОЙ СЦЕНЫ)
Театр
(«ЛЮБИМОЕ ДИТЯ» ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВОЙ)
Культ личностей
(Эдуард ДРОБИЦКИЙ. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МЫСЛИ)
Культ личностей
(ДАРИТЬ ДУШЕ НАДЕЖДУ)
Очаги культуры
(ИСКУССТВО, ПОСВЯЩЁННОЕ ПОДВИГУ)
Очаги культуры
(ЦЕЛЬ - ПОДНЯТЬ УРОВЕНЬ ЧИТАТЕЛЕЙ)
Конкурс
(СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ)
Выставки
(СКУЛЬПТУРА СЕРГЕЯ МИЛЬЧЕНКО)
|
ДАРИТЬ ДУШЕ НАДЕЖДУ
Александр Георгиевич Харитонов - начальник Территориального агентства Северо-Западного административного округа по рекламе, информации и оформлению города. Но прежде всего он архитектор и художник. Например, автор проекта молодёжного центра "Олимпиец" в Шереметьеве, победитель нескольких архитектурных конкурсов, А как художник участвовал в многочисленных выставках и в Москве, и за рубежом. Разговор с таким человеком, конечно, должен быть интересным для всех.
- Александр Георгиевич, что значит для Вас искусство?
- Искусство - это прежде всего состояние души. Поэтому главная задача искусства, как определил её русский философ Владимир Соловьёв, состоит в превращении физической жизни в духовную, которая способна внутренне преображать и одухотворять материю, а потому свободна и пребывает вечно.
- Ваше творческое кредо?
- Собственный язык художника формируется из того, что осталось после отсечения им всего лишнего из окружающего его хаоса. И свой метод художник ищет со страстью исследователя незнакомой территории. Картина может родиться из осколков прежних эпох, из покрытой паутиной утвари, из пробившего асфальт подорожника, из только что распустившегося цветка. Никакой холст не несёт в себе генетической памяти, но каждый последующий всегда - в идеале - рождается на новом поле и из новых семян. Чтобы оградить себя от фальшивой тональности, замысел должен вызреть в питательной среде хаоса, откуда только подсознание может пробить дорогу и обрести форму. Можно сказать, что картина есть тайный код, шифр и одновременно - распахнутый в своей незащищённости автопортрет самого художника.
Для меня в живописи важен исторический контекст узнаваемого предмета - паруса средневекового фрегата, античной капители или просто фактурной стены. И задачей художника мне видится симфонирование пространства таким образом, чтобы вознесённый над ирисами город был метафизически более убедительным, чем его прообраз, затерявшийся среди холмов и полынных полей истории.
Художник, как мне видится, должен уметь инспирировать хаос и контролировать его одновременно. Оттого, как эти два начала проявляют себя на холсте, зависит и степень эмоциональной и энергетической насыщенности смыслового центра картины, и её заключительный аккорд, после которого она начинает жить самостоятельной жизнью.
- А с чего всё началось? Как Вы пришли в живопись?
- Первым моим учителем была мама - художница Лина Васильевна Порхунова. Именно она нашла нужные струнки души, привила любовь к цвету, ввела в особую, неповторимую атмосферу творчества.
Затем - Московский архитектурный институт. Огромное желание рисовать то, что тебя волнует, родилось в его стенах. Но архитектура, являясь, с одной стороны, вершиной творческой профессии, с другой - сковывает художника рамками всевозможных условностей и технологий. Другое дело - живопись. Это постоянная игра со светом, цветовой пластикой и фактурой. Она раскрепощает, уводит творца и зрителя в мир фантазий. Ведь встать перед белым, девственно чистым холстом и изобразить на нём то, что ты чувствуешь, - воистину огромное счастье!
- Ваш любимый стиль - романтический экспрессионизм. В чём его особенности?
- Романтизм всегда дарит душе надежду. Показать собственное восприятие мира в живописном пластическом движении - что может быть прекраснее?
Не являясь противником традиционной живописи, замечу: зрительский глаз, уставший от реализма, начинает "замыливаться". А в романтическом экспрессионизме картину всегда видишь по-разному, в зависимости от настроения. Ещё древние утверждали, что любая истина должна быть понята и изведана не до конца - чем больше условностей, тем больше искусства. Живописное творение - это впечатление от вещей, которое стремится быть изображённым вместо самих вещей, это ощущение от них. Вместо реальности - образ, возникающий под её воздействием. Напряжённость и пластика, игра цвета и неясные очертания рождают ассоциации. Созвучие мира автора и созерцателя его полотен ведут к гармонии и общности между людьми.
Как-то на выставке в Новом Манеже ко мне подошёл художник и сказал: "А мне это не нравится. Нас так не учили". Для меня это была высшая похвала. Ведь искусство -это всегда что-то новое и таинственное. Стремящийся к освобождению человеческий дух ценит не познание, а познавание, не результат, а процесс творчества, процесс первозданного открытия и постижения мира.
- А какие у Вас любимые цвета?
- Любимых нет. Всё зависит от темы и настроения. Каждый квадратный сантиметр должен звучать и ощущаться как целое живописное произведение. И, конечно, не быть скучным, вялым и монотонным.
- Для кого Вы пишете свои работы?
- Для тех, у кого глаз "слушает", кто хочет видеть и войти в мой стиль, пластическую гамму цветов, в мир интуиции, мир преображений. Перефразируя Ницше - для всех и ни для кого.
- Если можно, несколько слов о дальнейших творческих планах.
- Совершенствоваться. И, конечно, делать выставки, путешествовать, видеть мир глазами собственной души. Мечтаю через внутреннюю "машину времени" заглядывать и переселяться в прошлые века, изображая на холсте всю гамму переживаний.
- Не сложно ли совмещать свободное искусство и государственную службу?
- Наоборот, знаете, помогает. И здорово мобилизует. Государственная служба учит пониманию современной жизни. При этом процессы администрирования накладываются на личностные ощущения вечных ценностей. Во многом благодаря административной работе у меня сформировался свой особый стиль - писать в быстрой манере с тщательной детальной прорисовкой полупредметов, полунамёков, полутонов.
Беседу провёл Евгений ПЕГОВ
|