Главная     Редакция     Архив     5(45)/2007  
 

Память
(ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ВЕЛИКОГО АКТЁРА)


Ко Дню Победы
(СТРАНИЦА ВЕЛИКОЙ ЛЕТОПИСИ)


Ко Дню Победы
(«ГОРДАЯ РАДОСТЬ ВОЕННОГО МАРША...»)


Год ребёнка
(НАВСТРЕЧУ ДЕТСТВУ)


Год ребёнка
(«ОТКРЫТАЯ ЕВРОПА»)


Рядом с нами
(«ЖЕНЩИНА - ДИРЕКТОР ГОДА»)


Награждения
(«ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ. XXI ВЕК»)


Сорок сороков
(ИНОВЕРЧЕСКИЕ ХРАМЫ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. МАЙ)


Год русского языка
(«РОССИЯ - ИТАЛИЯ СКВОЗЬ ВЕКА»)


Театр
( ИЗ НОВОСТЕЙ МОСКОВСКОЙ СЦЕНЫ)


Театр
(«ЛЮБИМОЕ ДИТЯ» ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВОЙ)


Культ личностей
(Эдуард ДРОБИЦКИЙ. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МЫСЛИ)


Культ личностей
(ДАРИТЬ ДУШЕ НАДЕЖДУ)


Очаги культуры
(ИСКУССТВО, ПОСВЯЩЁННОЕ ПОДВИГУ)


Очаги культуры
(ЦЕЛЬ - ПОДНЯТЬ УРОВЕНЬ ЧИТАТЕЛЕЙ)


Конкурс
(СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ)


Выставки
(СКУЛЬПТУРА СЕРГЕЯ МИЛЬЧЕНКО)


ИНОВЕРЧЕСКИЕ ХРАМЫ

Наталья СОСНОВСКАЯ

Помимо православных церквей, в Москве, где с давних пор проживало множество иностранцев, существуют и храмы иноверческие.

Иноверческие храмы стали появляться в Москве лишь в XVIII веке. И немудрено. К иностранцам (особенно европейцам) относились в древней Москве с недоверием и называли их варварами. Первые иностранцы, основавшие в Москве и окрестностях свои поселения в XV веке, - это греки и итальянцы. Вблизи Кремля возник Николо-греческий монастырь, давший название одной из знаменитейших улиц Москвы - Никольской. На греков взирали с почтением, ведь они несли в Московию христианскую веру. Фрязины же, как называли тогда итальянцев, возвели в 1485 -1495 годах новые кирпичные стены, мощные башни и белокаменные соборы Московского Кремля. Некоторые так и не вернулись на родину, как Аристотель Фиорованти, которого попросту не отпускали, и он погиб в походе Ивана III на Новгород. Тем не менее и их уважали и ценили. К выходцам же из Золотой Орды - "басурманам", или "бесерменам", - особой любви по понятным причинам не питали. Много лет приезжали за данью послы Золотой Орды в Москву, нападали на город крымские ханы. Однако топонимия (названия) сохранила память о них. Улицы-дороги, по которым ехали в Кремль послы, получили название Большая и Малая Ордынки. "Арбат", или "рабат", по-арабски означает "пригород".
     Но, пожалуй, с ещё большим недоверием относились к "немцам". Так называли всех европейцев, ведь они "немовали", т.е. не говорили по-русски. Незнакомые обычаи, иной календарь, диковинный костюм, неприемлемый для москвичей, вольные нравы - всё это внушало опасения. Только с воцарением Петра I жизнь меняется. Пётр заставляет москвичей следовать традициям Европы в быту, вводит новое летосчисление, силой внедряет немецкое платье. Немецкая слобода располагалась на месте нынешнего Лефортова (это название она получила в XVIII веке по имени Франца Лефорта - друга и сподвижника Петра). Там жили и французы, и немцы, и англичане после указа царя Алексея Михайловича, который по настоянию духовенства переселил всех иноземцев в Ново-немецкую слободу. Правда, англичанам несколько ранее был отведён Старый английский двор.
     Итак, иностранцы селились отдельно, своими слободами. На месте их поселений возникали и церкви. Иноверческие церкви назывались "кирками", они не могли использовать колокольный звон.
     В Кирочном переулке в 1705 году с разрешения Петра I была построена римско-католическая церковь Святых апостолов Петра и Павла. В1838 году для возобновления храма избрали новое место - Милютинский переулок. Новая церковь была окончена в 1845 году по проекту А.Жилярди. Рядом находились богадельня, женская гимназия, жилой дом для причта, библиотека. Большевики устроили в церкви кинотеатр, новые входы, проёмы, а в 1960 году поселили Институт "Гипроуглемаш". Купол храма был срублен, внутри сделаны новые межэтажные перекрытия, церковь надстроена. Этот костёл был польским в отличие от французского на Малой Лубянке. Римско-католическая церковь Святого Людовика возникла в 1 790-х годах, прихожане её жили вблизи Кузнецкого моста. Это с XVIII века-улица французская, с книжными магазинами, винными лавками и модными мастерскими. Недаром Фамусов в "Горе от ума" сетует:
     "А всё Кузнецкий мости вечные французы,
     Отсюда моды к нам, и авторы, и музы -
     Губители карманов и сердец...".

     Новое здание построено было в 1823 году по проекту Д.И. Жилярди. Оно красиво - шестиколонный суровый портик с двумя колокольнями по сторонам, монументальность позднего ампира, классическая строгость пропорций, гладкие стены. В апреле 1929 года на Пасху специальный посланец папы римского провёл в костёле торжественную службу. Костёл действует и сегодня. По соглашению между церквами православные могут принимать здесь святое причастие вместе с католиками. В 1992 году приходу был передан весь ансамбль зданий, принадлежавший ему до октября 1917 года.
     На углу Малой Грузинской и Курбатовского переулка стоит римско-католическая церковь Непорочного зачатия святой Девы Марии (архитектор Ф.Д. Богданович, 1911 год). В этом костёле в 1910-е годы священствовал перешедший в католичество поэт и публицист Сергей Соловьёв, племянник философа Владимира Соловьёва. Зданию не повезло. В 1931 году церковь закрыли. В1958 году здесь разместился плодоовощной склад, в 1968 - склад "Мосэлектромонтажа", а затем - разные учреждения ремонтно-строительного треста. Верх главы костёла со шпилем был сломан, выбита "роза" - резное окно. После войны 1941 -1945 годов церковь использовалась как жилой дом. Тем не менее в 1990 году у дверей храма состоялась первая после долгого перерыва служба. Церковь передана Московской польской общине в 1992 году. Лютеранская церковь Святых апостолов Петра и Павла в Старосадском переулке, известная москвичам как концертный зал, начала строиться в 1814 году. Музыкальная традиция была здесь положена давно. В мае 1843 года в ней выступал Ференц Лист с благотворительным концертом. Он играл на органе. При этом присутствовал прусский король Фридрих Вильгельм III, дочь которого была замужем за великим князем Николаем Павловичем. В 1905 году было построено новое здание по проекту архитектора В.А.Коссова в готическом стиле. Ассиметричная композиция с треугольным фронтоном, высокая островерхая башня в правой части, стрельчатые окна, обрамления окон - всё это воспроизводило европейские средневековые храмы. Зал славился великолепной акустикой, здесь впервые были исполнены рахманиновские "Колокола", в 1918 году осенью и зимой исполнялся "Реквием" Моцарта. В 1936 году арестовали пастора, и в церкви обосновался кинотеатр "Арктика", а затем студия "Диафильм".
     Справа от церкви мы можем увидеть прекрасную часовню, построенную по проекту архитектора Ф.О.Шехтеля. В советские времена в часовне находилась картотека граждан СССР, выехавших за границу. С1991 года в церкви возобновлены службы.
     Англиканская епископальная церковь Святого апостола Андрея, построенная в стиле поздней английской готики в 1882 году в Вознесенском переулке, долгое время была известна как здание фирмы "Мелодия". До пожара 1812 года англичане пользовались реформистской церковью в Немецкой слободе. Затем они решают купить отдельный участок. Строится церковь под руководством архитектора Б.В.Фрейденберга и освящается во имя святого апостола Андрея, первосвятителя Шотландии (большинство британской колонии в Москве составляли шотландцы). В 1920 году её закрыли и поместили там общежитие финской миссии. В июле 1994 года в церкви возобновились службы. Эта церковь зального типа с примыкающей к ней башней, в которой находится вход, производит впечатление. Фасады украшены ажурными стрельчатыми окнами.
     По-своему интересны армяно-григорианские церкви. Армянские общины по всему миру объединены общим вероучением и литургической практикой, но могут отличаться обычаями и традициями. Армяне появились в Москве ещё в раннем Средневековье. Но и Армянский переулок, и церкви соответствующего исповедания связаны со знаменитым родом Лазаревых. Лазарь Лазарев из города Джульфы нажил состояние торговлей драгоценными камнями и в XVIII веке приехал в Москву, а вот его сыновья Иван и Иоаким основали знаменитый Институт восточных языков в Москве. Именно по челобитной ювелира И.Лазарева в 1770 году Екатерина II позволила выстроить армянские церкви в Петербурге и Москве. Церковь в Малом Ваганьковском пр., 10 (архитектор А.Григорьев) стоит рядом с армянским кладбищем, где находятся могилы Ивана и Иоакима Лазаревых. Она выстроена в 1815 году на средства Мины и Ивана Лазаревых. Здесь погребён их отец Лазарь Лазарев. В 1954 году церковь была возвращена верующим. Она почти лишена архитектурных украшений, невелика, не оштукатурена. Действует по воскресеньям.
     Армяно-григорианская Крестовоздвиженская церковь в Армянском переулке, построенная в 1799 году, была разрушена в 1938-м. Зато на Большой Грузинской улице сохранилась грузинская церковь Георгия (1750). В XVIII веке в Москву приехал грузинский царь Вахтанг Леванович и поселился близ города со всем своим многочисленным семейством. Дороги из грузинской слободы в Москву стали улицами и получили название Малой и Большой Грузинских.
     Москву недаром называют городом многоконфессиональным. В Москве есть и синагоги, и мечети, и молельные дома различных общин. Так уж повелось, что столица всегда населена людьми из разных земель, в ней соединяются самые разные культурные традиции. Это придаёт городу неповторимый облик и составляет на протяжении многих веков его особенность.