Наследие
(ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ)
От первого лица
(ПРОБЛЕМА ВЕКА: ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ)
К 60-летию Великой Победы
(НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ)
Музыка
("ИДУТ ПО УЛИЦЕ ОРКЕСТРЫ...")
Исследование
(НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ?)
Персона
(ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ: "МОСКВА - МОЯ МУЗА, ГРАЦИЯ И... МАСТЕРСКАЯ")
Конкурс
("ЗОЛОТАЯ КИСТЬ": ГАРМОНИЯ ОБРАЗОВ)
Интервью
(МИР ПО КАДРАМ)
Театр
("КИСЛОРОДНОЕ" ГОЛОДАНИЕ ПО ИВАНУ ВЫРЫПАЕВУ)
Театр
(МНЕНИЕ МЭТРА)
Театр
(МНЕНИЕ КРИТИКА)
Театр
(МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ)
Сцена
("НОРД-ОСТ": ВОЗРОЖДЕНИЕ)
Музыка
(ВЕСНА КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ)
Наследие
("МОСКОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ" ПРОДОЛЖАЕТСЯ)
Молодежная культура
("ФЕСТОС" - ЮНЫЙ ЮБИЛЯР)
Музыка
("ЛЕГИОН": "ИГРАЕМ ЧЕСТНУЮ МУЗЫКУ")
Классика
("ПЕТР ВЕЛИКИЙ" - 200 ЛЕТ СПУСТЯ)
|
Нам песня строить и жить помогает?
В.Н. Иванов - член-корреспондент РАН,
В.К. Сергеев - доктор социологических наук, канд. ист. наук, заслуженный работник культуры России
Аристотель определял досуг как идеальное состояние свободы и интеллектуального просвещения, Музыкальный досуг занимает одно из ведущих мест в жизни каждого человека независимо от его возраста, социального статуса и профессии, Он оказывает большое, иногда решающее воздействие на формирование и развитие личности.
Музыкально-песенные жанры входят в духовный мир человека, формируя его, оздоровляя
или, наоборот, вводя в болезненное состояние. Различные стили и направления,
песенные тексты беспрепятственно, зачастую неосознанно проникают в душу и сознание.
Под воздействием музыки могут совершаться как подвиги, так и дурные поступки.
На культурную, музыкальную ситуацию в России в целом и в особенности в больших
городах, таких как Москва, события последних полутора десятков лет оказали существенное,
если не решающее, влияние. Какова ситуация в Москве сегодня? Как развиваются
музыкальные жанры, музыкальная жизнь, музыкальное просвещение населения в столице,
как влияют музыкальные жанры на формирование личности? И что думают об этом
сами москвичи разных возрастов и социального положения? Все это важно знать,
разрабатывая и реализуя культурную политику, стратегию и тактику культурного
воспитания в повседневной практике столичных работников культуры и искусства.
С октября 2002 по март 2003 гг. Комитет по культуре Правительства Москвы совместно
с Институтом социально-политических исследований РАН провел социологическое
исследование на тему «Влияние музыкальных жанров на формирование личности в
условиях московского мегаполиса». Оно стало продолжением цикла исследований,
посвященных культурной проблематике.
Музыкальные приоритеты и пристрастия всегда тонко и достоверно отражают состояние
государства и общества, настроение масс и личности: оптимизм, пессимизм, депрессию
или агрессивность, упадок, застой или подъем. Современный человек, как утверждает
экзистенциальная философия, сложен: он одинок, раздерган, противоречив, амбивалентен,
он боится ядерной войны, экологической катастрофы, СПИДа, рака, конца Света.
И, вслушиваясь в музыку современных композиторов, мы то погружаемся в пучину
наших проблем и противоречий, то уходим в мир иллюзий, эйфорию сознания, то
попадаем в животворящий, вдыхающий жизненные силы музыкальный оазис.
Москва — уникальный по своим культурным возможностям город России. И сами москвичи
уникальны по своему этническому составу, разнообразию национальных, культурных
и музыкальных традиций, культурным и музыкальным пристрастиям. Как жители столицы
оценивают ее возможности реализовать их запросы в сфере музыкальной культуры?
Более половины участников исследования (52%) считают, что в Москве для этого
есть все возможности; почти каждый 5-й (18%) придерживается мнения, что имеющиеся
возможности не удовлетворяют в полной мере запросов столичных жителей; примерно
каждый 10-й москвич (9,5%) отмечает, что не может удовлетворить свои интересы
в сфере музыкальной культуры; 20,5% респондентов затруднились дать определенный
ответ.
Оценивая динамику развития сферы музыкальной культуры в сравнении с советским
периодом, 54,6% считают, что возможности выбора музыки по своему вкусу выросли,
9,5% придерживаются мнения, что они остались на прежнем уровне, и только 10,3%
думают, что они сократились.
На вопрос «Может ли музыка, в частности песня, формировать характер?» положительный
ответ дали 66% участников опроса и только 12,5% — отрицательный. Развивая, конкретизируя
эту тему, мы попытались выяснить мнение респондентов о том, может ли песня учить
человека добру или злу, сделать его агрессивным или добрым, научить его любить
или ненавидеть. Отвечая на этот вопрос, около 70% столичных жителей признали
такую возможность.
На вопрос о том, какое влияние оказывает современная массовая музыка на человека,
ответы распределились следующим образом: на 44,8% опрошенных она оказывает,
по их мнению, положительное воздействие; 8,6% отметили, что современная отечественная
музыка делает их более культурными; 6,2% — что она помогает им общаться с интересными,
глубокими людьми; для 4,2% музыка обогащает знания о мире, своей стране, истории
и современности; 7,7% опрошенных отметили, что музыка помогает им увидеть прекрасное
в повседневной жизни; 7,6% она помогает выжить в этом сложном, быстро меняющемся
мире.
В то же время у 5,2% современная музыка вызывает ощущение общей депрессии,
4,4% указывают, что она оглупляет, лишает индивидуальности, 7,9% указывают на
то, что она отрицает общечеловеческие ценности, провоцирует преступления, агрессию.
Старшие поколения в основном поддерживают и принимают сложившиеся социокультурные
нормы и ценности. Подрастающее поколение, молодежь, стремится в основном к изменениям
имеющихся стереотипов, отрицает многие традиционные ценности. Эта ситуация подтверждает
необходимость разумного сочетания традиционных и инновационных принципов развития
культуры и музыки в интересах государства и личности.
Воспроизводство и передача культуры, произведений искусства последующим поколениям
лежит в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм,
правил и идеалов предшествующих поколений, преемственности культурных и музыкальных
традиций.
Искусство, музыка должны облагораживать человека, работать над его душой, вести
к свету, а не просто облегчать ему жизнь, давая выход эмоциям, переживаниям.
Иначе музыка становится просто средством, музыкальной психотехникой.
Исследования показывают, что на формирование музыкальных предпочтений решающее
воздействие оказывают средства массовой информации, в первую очередь телевидение,
которое смотрят ежедневно 68,3% молодых москвичей.
Французский социолог А. Моль отмечает, что с появлением масс-медиа прежнее
культурное достояние общества, к сожалению, уступает свои позиции. Высокой культуре
все более противостоит массовая культура современного высокотехнологичного общества.
Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит
индустриально-коммерческий характер. Она не выражает изысканных вкусов или духовных
поисков людей, не обладает художественной ценностью, как классическая или народная
культура. Одно из ведущих мест в ней занимает «масс-музыка».
Предпочитая досуг, так или иначе связанный с музыкой (в общей сложности 56,2%),
молодежь в отличие от старших поколений наиболее активно «потребляет» более
примитивные ее жанры: на молодежных концертах, дискотеках звучит элементарная
музыка. Она агрессивна и не только не гармонизирует, не обогащает духовного
мира подростков и молодежи, но разрушает психику, формирует искаженное сознание,
провоцирует негативные, асоциальные формы поведения.
Преемственность исторических и культурных традиций — основа и гарантия существования
и поступательного развития нации, общества и государства. Музыка способна как
объединять людей, так и разобщать их, формируя противоречия между различными
социальными и возрастными группами. По результатам наших исследований, оценка
молодежи и мнение родителей, старших поколений по вопросам современной культуры,
музыки совпадают «часто» лишь в одном случае из 10-ти, совпадают «иногда» в
50% случаев, не совпадают «никогда» в каждой 10-й семье. Тревогу вызывает тот
факт, что в каждом 4-м случае эти проблемы вообще «не обсуждаются вместе».
Как развить интерес большего числа людей к глубокой, классической музыке? Необходимо
прежде всего пересмотреть систему детского музыкального воспитания и образования.
Требует коренных перемен работа многих музыкальных редакций и программ на телевидении
и радио, необходимо изменение репертуарной политики. В качестве положительных
примеров можно привести традиционные московские фестивали классической музыки,
в которых принимают участие тысячи исполнителей, сотни творческих коллективов
разных жанров.
Ценность классической музыки, эстетическое и духовное значение для человека
признают 58% москвичей, отметивших, что классическая музыка — это «сокровищница»
мировых музыкальных достижений цивилизации, к которой человек должен постоянно
обращаться.
В последние годы много говорится о том, что для сплочения общества, возрождения
России необходима новая, современная национальная идея, способная воодушевить
народ, все слои населения для сплочения, духовного единения в деле преобразования
страны. Может ли песня, ставшая популярной и любимой всеми, сплотить нацию для
возрождения России, стать символом национальной идеи? Значительная часть москвичей
дала положительный ответ на этот вопрос.
Во всех странах «главной песней» их граждан является государственный гимн.
С ним знакомятся с самого раннего детства, он сопровождает человека в течение
всей его жизни. Известно, как трепетно относятся американцы к гимну США. Он
пропагандируется в школах и вузах, звучит в художественных фильмах и на спортивных
соревнованиях. А так ли обстоит дело у нас? Знают ли сегодня наши сограждане
один из главных символов новой России — Государственный гимн? Как выяснилось
в ходе опроса, лишь 26,1% москвичей знают его слова. 73,9% опрошенных признались,
что не знают.
Население такого мегаполиса, как Москва, не является однородным. В условиях
мегаполиса происходит взаимопроникновение и обогащение культур, формируется
специфический культурный конгломерат. Музыкальное, песенное творчество, различные
музыкальные жанры, национальные традиции и новые проявления в этой сфере имеют
большое значение. Воздействуя непосредственно на духовную сферу, сознание, эмоции
человека, музыка может как тормозить, так и ускорять, оптимизировать становление
личности, как гармонизировать, так и создавать кризисные ситуации в ее взаимоотношениях
с внешним миром, окружающей средой, между людьми.
В медицине, биологии, психологии эти процессы давно изучаются. А вот социологи,
культурологи да и политики уделяют им недостаточно внимания, не всегда используют
огромный энергетический потенциал музыкального творчества. Четкая, научно обоснованная,
организационно выверенная, с учетом интересов всех участников процесса государственная
политика в этой сфере особенно необходима в наш сложный и динамичный исторический
период развития государства и общества.
|