Главная     Редакция     Архив     2(02)/2003  
 

Наследие
(ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ)

От первого лица
(ПРОБЛЕМА ВЕКА: ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ)

К 60-летию Великой Победы
(НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ)

Музыка
("ИДУТ ПО УЛИЦЕ ОРКЕСТРЫ...")

Исследование
(НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ?)

Персона
(ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ: "МОСКВА - МОЯ МУЗА, ГРАЦИЯ И... МАСТЕРСКАЯ")

Конкурс
("ЗОЛОТАЯ КИСТЬ": ГАРМОНИЯ ОБРАЗОВ)

Интервью
(МИР ПО КАДРАМ)

Театр
("КИСЛОРОДНОЕ" ГОЛОДАНИЕ ПО ИВАНУ ВЫРЫПАЕВУ)

Театр
(МНЕНИЕ МЭТРА)

Театр
(МНЕНИЕ КРИТИКА)

Театр
(МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ)

Сцена
("НОРД-ОСТ": ВОЗРОЖДЕНИЕ)

Музыка
(ВЕСНА КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ)

Наследие
("МОСКОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ" ПРОДОЛЖАЕТСЯ)

Молодежная культура
("ФЕСТОС" - ЮНЫЙ ЮБИЛЯР)

Музыка
("ЛЕГИОН": "ИГРАЕМ ЧЕСТНУЮ МУЗЫКУ")

Классика
("ПЕТР ВЕЛИКИЙ" - 200 ЛЕТ СПУСТЯ)

«Норд-ост»: возрождение

Татьяна Калинникова

Подводя итоги ушедшего года, средства массовой информации единогласно возвели мюзикл «Норд-ост» в ранг «трагического символа» 2002 г. После октябрьских событий никто, даже творческая бригада мюзикла, не мог с уверенностью сказать, найдутся ли силы и средства восстановить спектакль. Деньги нашлись, во многом благодаря Правительству Москвы, нашлась и моральная готовность возродить поруганное террористами зрелище. И вот, спустя месяцы кропотливой работы, «Норд-ост» вернулся на сцену.

О психологической обстановке в труппе после теракта достаточно красноречиво говорит тот факт, что актеры не отказались играть «Норд-ост» и не ушли из команды. Хотя подобные события могли сломать людей. Те актеры, что были на свободе, три дня стояли под дождем и пели мюзикл. А актеры — бывшие заложники — впоследствии вспоминая случившееся, рассказывали, как по маленькому телевизору и радиоприемнику, которые были у захватчиков, иногда слышали фрагменты мюзикла, которые их коллеги пели на улице. Говорили, что для них это было большой поддержкой. После освобождения заложников из Театрального центра труппа так же старалась держаться вместе. Сначала вместе выяснили, кто в какой больнице находится и в каком состоянии. Вся команда «Норд-оста» сидела в офисе у телефонов: беда сплотила еще сильнее. Все стали друг другу родственниками. Иногда хотелось лишний раз убедиться, что все живы - здоровы: со входящими коллегами не просто здоровались, а старались коснуться друг друга, стремясь убедиться: все нормально, он живой, реальный, находится здесь и наш хрупкий мир не разрушен.
     Тогда же актеры начали собираться вместе, хотя производственной необходимости в этом не было. Наоборот, в какой-то степени это создавало трудности, ибо мюзикл лишился здания театра и встречаться было негде. До похорон погибших во время теракта коллег и после труппа старалась держаться вместе: ходили по городу, приезжали в офис. Многие говорили, что не могут оставаться дома и ощущают необходимость быть среди своих коллег. Помогла реабилитироваться одна туристическая компания, предоставившая актерам льготные путевки в Египет. Это стало выходом: с одной стороны, труппа отдохнула, а с другой — все оставались вместе, как того и хотели, не погружаясь в тяжелую атмосферу воспоминаний в одиночестве, а радуясь уюту коллектива.
     В декабре началась работа, которая стала способом преодоления психологических трудностей. Начались тренинги, на которых артисты оттачивали свое мастерство по вокалу и степу. Репетиции «Норд-оста» начались позже.
     Бесспорно, всем: и зрителям, и творческой бригаде мюзикла — было бы спокойнее, если бы «Норд-ост» возродился не на улице Мельникова, 7, а по другому адресу. Другое дело, что «переезд» украл бы много времени и средств, поскольку оборудовать новый зал для спектакля сложно и расточительно. Из-за отсутствия выбора труппе и всем желающим увидеть «Норд-ост» предстоит, вновь переступив порог Театрального центра на Дубровке.
     Артемий Николаев (актер, выпускник муз. училища им. Гнесиных, по специальности — артист музыкального театра, до «Норд-оста» работал в театре «Летучая мышь»):
     Я не был в здании те три дня. Приехал потом и увидел зал уже после ремонта. Переделано почти все, чтобы зрителю было приятнее и комфортнее. Поменялся наш логотип. Словом, оставляя плохое позади, мы решили делать доброе зрелище. Поэтому я снова хочу на сцену. Я же артист: хочется играть, хочется увидеть зрителя. У меня маленькие роли, но их много по всему спектаклю, и это ни с чем не сравнимое удовольствие. Я готов!
     Константин Кабанов (выпускник хорового училища им. Свешникова, затем — ГИТИСа, по специальности — актер музыкального театра, в «Норд-осте» — актер-свинг, т.е. универсал, способный выступить в любой роли): Мы репетируем в этом здании уже достаточно долго, но пока это происходит в фойе, в классах. На сцене была только одна репетиция, и мне, честно говоря, не очень хотелось туда заходить. Но Доктор Время все лечит, к этому зданию мы уже привыкли, посмотрим, что будет, когда мы выйдем на сцену. Постепенно народ оживает!
     Андрей Богданов (выпускник ГИТИСа, по специальности — актер музыкального театра, в «Норд-осте» — исполнитель роли Сани Григорьева, находился в числе заложников): Я готов вернуться! Есть ли проблемы у мюзикла, помимо финансовых? Да, нехватка времени. Сочетание двух проблем порождает и все остальные. «Норд-ост» замкнут денежной проблемой, ибо правительство выделило деньги на зарплату актерам за три месяца, а дальше мюзикл должен зарабатывать сам, что ограничивает сроки, в которые нужно возобновить спектакль. Есть жесткие временные рамки, в которых нужно успеть по-новому отнестись к тому, что было в прошлом.
     В декабре ушедшего года исследовательская группа «СОМСОКГ» провела телефонный опрос среди жителей столицы, который выявил: 84% опрошенных москвичей считают, что мюзикл должен быть восстановлен, 65% сказали, что в этом «Норд-осту» должно помочь государство. Также выяснилось, что число желающих прийти на спектакль сократилось, ибо на фоне трепетного отношения к мюзиклу большинство опрошенных испытывает психологические трудности. И это, несмотря на программу реабилитации «Норд-оста», включающую меры по обеспечению безопасности зрителей, как, например, металлодетекторы на входе, видеокамеры, которыми ныне оборудовано здание, и привлечение саперной группы, ежедневно осматривающей Театральный центр.
     Кстати, после освобождения заложников из Театрального центра на Дубровке москвичи звонили в офис «Норд-оста» и предлагали помощь. Помогали кто как, помогали кто чем, за что коллектив мюзикла всем благодарен. Своих героев страна знает в лицо.
     Андрей Богданов: Чем для меня является возрождение «Норд-оста»? Это работа. И протест, если хотите. Протест против терроризма. Потому что, если человек хотя бы раз в жизни с ним столкнулся, он будет бороться. Как, наверное, и те 600 человек, которым повезло вместе со мной.
     Константин Кабанов: «Норд-ост» стал частью России. Может, это звучит высоко, но так и есть... А если мы — часть России, значит, мы ей нужны. И если все получится, все будет хорошо, то народ придет смотреть историю страны, историю любви.
     Артемий Николаев: Учитывая ныне мировую известность мюзикла, жаль, печальную, сейчас ведем огромную работу по улучшению качества спектакля.
     В мюзикл действительно был внесен ряд изменений, начиная с танцев и заканчивая логотипом «Норд-оста». Во-первых, за счет средств городского бюджета было полностью восстановлено здание Театрального центра. Был перепланирован зал, печальные красные кресла были заменены на веселые голубые, у оркестровой ямы появился подвижный бортик. В отличие от переустройства здания изменения в самом спектакле не были спровоцированы необходимостью восстановить психологическое равновесие потенциальных зрителей после теракта, скорее, они были направлены на улучшение качества мюзикла. Авторам хотелось сделать его более добрым, светлым и оптимистичным. Значительным изменениям подверглась и музыка. В течение года продюсерский коллектив анализировал звучание оркестра и пришел к выводу, что можно приблизить его к авторскому варианту, исходя из чего была сделана полная реоркестровка.
     8 февраля состоялась премьера восстановленного и обновленного мюзикла. Как и прежде, на сцену сел «самолет-бомбардировщик в натуральную величину», а зал снова наполнился зрителями. Конвейер ежедневных спектаклей был торжественно запущен вновь. И именно 8 февраля бывшие заложники смогли досмотреть спектакль до конца.
     Еще в декабре СМИ заговорили о том, что первый классический мюзикл поедет с гастролями по России. Но информация эта шла не из пресс-центра. Просто организаторы гастролей так сильно хотели повозить «Норд-ост» по стране, что, как только представители администрации спектакля обещали рассмотреть их предложения, те моментально распространяли информацию о гастролях мюзикла в СМИ. Переговоры о гастрольном туре ведутся до сих пор, и, возможно, в мае мюзикл поедет по миру с концертной версией.
     А создание «передвижного» «Норд-оста» — это отнюдь не гастроли, скорее, другой вариант жизни спектакля. Видимо, это будет новая трактовка мюзикла: создаются особые декорации (поскольку декорации, находящиеся в Театральном центре, не мобильны), отчего поменяются и некоторые музыкальные фрагменты спектакля, прописанные по движению декораций. Наверное, изменится и первая часть мюзикла, где много детских ролей, поскольку возить с собой большую детскую труппу достаточно трудно.
     Недавно прошел дополнительный набор актеров для мюзикла. Во-первых, «взрослая» труппа в «Норд-осте» одна, а «детская» и оркестр выступают несколькими составами. В связи с планированием передвижной версии мюзикла пополнялась «взрослая» труппа. Во-вторых, быстро растет и необходимость подбирать новых малышей, потому что дети растут. 4 февраля на первом предпремьерном показе возрожденного мюзикла детская труппа последний раз играла спектакль в первоначальном составе. 8 ребят были заняты в первом после возрождения «Норд-оста» представлении в тех ролях, которые они исполняли до этого целый год. Словом, «Норд-ост» преодолел последствия террористического акта 23 — 26 октября 2002 г. и снова вернулся на сцену, чтобы жить. Возродился. В натуральную величину.
     Автор благодарит пресс-центр мюзикла за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии.