Наследие
(ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ)
От первого лица
(ПРОБЛЕМА ВЕКА: ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ)
К 60-летию Великой Победы
(НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ)
Музыка
("ИДУТ ПО УЛИЦЕ ОРКЕСТРЫ...")
Исследование
(НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ?)
Персона
(ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ: "МОСКВА - МОЯ МУЗА, ГРАЦИЯ И... МАСТЕРСКАЯ")
Конкурс
("ЗОЛОТАЯ КИСТЬ": ГАРМОНИЯ ОБРАЗОВ)
Интервью
(МИР ПО КАДРАМ)
Театр
("КИСЛОРОДНОЕ" ГОЛОДАНИЕ ПО ИВАНУ ВЫРЫПАЕВУ)
Театр
(МНЕНИЕ МЭТРА)
Театр
(МНЕНИЕ КРИТИКА)
Театр
(МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ)
Сцена
("НОРД-ОСТ": ВОЗРОЖДЕНИЕ)
Музыка
(ВЕСНА КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ)
Наследие
("МОСКОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ" ПРОДОЛЖАЕТСЯ)
Молодежная культура
("ФЕСТОС" - ЮНЫЙ ЮБИЛЯР)
Музыка
("ЛЕГИОН": "ИГРАЕМ ЧЕСТНУЮ МУЗЫКУ")
Классика
("ПЕТР ВЕЛИКИЙ" - 200 ЛЕТ СПУСТЯ)
|
НЕСКОЛЬКО БАНАЛЬНОСТЕЙ НА ФЕСТИВАЛЬНУЮ ТЕМУ
МНЕНИЕ КРИТИКА
Валерий Бегунов, театральный критик
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» — эта строчка могла бы быть
девизом театральных фестивалей советского времени да и первых лет перестройки.
Как заядлый фестивальщик, нередко оказывавшийся в жюри и в семинарах критиков,
я хотел бы говорить только о высоком и светлом. О том, что фестиваль — это показ
лучшего, подчас элитарного; что это замечательные встречи, обмены и так далее,
но это не всегда так.
Хочу сказать о другом. О фестивальном деле как об особой, крайне необходимой
форме существования и развития всего театрального процесса. Фестиваль сам по
себе далеко не всегда — чисто художественное событие (хотя его организация относится
к искусству менеджмента). Почти всегда это событие социокультурное. Через то,
что играют на сцене, какие названия и сюжеты выбирают, как их интерпретируют,
какие приемы чаще применяются, можно понять настроение умов в обществе, «коллективное
бессознательное», общественные ожидания и их различия в сообществах людей в
разных регионах и социальных слоях. Фестиваль и все, что вокруг него, помогает
увидеть уровень и место прессы и критики в обществе, взаимоотношение власти
и социума, отношение власти к культуре, прессе, людям. Все это особенно хорошо
видно на тех смотрах, где в придачу к профессиональным театральным семинарам,
тренингам и изданию фестивальной газеты удается организовать нечто вроде статистических
исследований. Социально-культурное значение фестиваля видно даже тогда, когда
смотр является как бы «внутренним профессиональным делом»,проводится только
для профессионального обмена.
Фестиваль — очень важная часть «театрального рынка», как бы ни кривились те,
кто не любит такой откровенной манеры называть вещи своими именами. На фестивале
происходит обмен знаниями. Множество полезнейших вещей узнают и участники фестиваля,
и его организаторы, а также пресса, зрители, власти, спонсоры...
Мешают грамотно строить фестивали кое-какие застарелые сомнения и заблуждения
в умах. Например, неверие в то, что фестиваль — даже грандиозный — может быть
если не доходным, то окупаемым. Это заблуждение связано с другим — с непониманием,
что даже самый «элитарный смотр», самый «профессионально ориентированный» есть
все же акция социокультурная. Фестиваль всегда обращен к зрителю, несмотря на
все элитарные, экспериментальные, авангардные изыски! Именно грамотно подготовленные
и проанонсированные фестивали «оправдывают» и авангардные эксперименты, и элитарные
устремления, показывая, что всяческая новация имеет своих «идеологов», «выразителей»,
«зрителей».
Еще одно заблуждение: мы всякий раз на фестивалях, где вручаются призы, пытаемся
придать этому абсолютный и уникальный смысл. Только один лучший актер! Один
лучший спектакль, даже когда фестиваль охватывает многие типы зрелищ! Один лучший
режиссер! Отсюда — прямой путь не к выявлению лучших, а к вкусовщине и групповщине.
Во всем мире быть отобранным в основную программу и попасть в число номинированных
— почет, важная черточка в имидже и рекламе. У нас же — если ты номинировался,
но не получил приза, то это позор и повод для чудовищных обид.
Кроме Фестиваля им. Чехова и «Золотой маски», в столице проходило и проходит
множество других сценических смотров: профессиональных театров, молодежных студий,
юношеских любительских коллективов. Все они важны — без этой многоуровневой
«пирамиды» не было бы, на что опираться вершинам, — той же «Маске» или Чеховскому
фестивалю. Все эти смотры могли бы иметь достаточное финансовое подкрепление.
И далеко не только из бюджета или из кармана зрителя-театрала. Во всем мире
организаторы театральных смотров, больших и многогранных социокультурных событий,
вплотную работают с фондами, выделяющими гранты на целевые социокультурные акции.
Взаимодействие с такими организациями выстраивается в зависимости от тематики
фестиваля. А активнее всего работают с турфирмами, которые получают возможность
продвигать свою деятельность благодаря тому, что фестиваль привлекает огромное
количество самых разных людей. Почему бы и нам, наконец, не освоить эту сторону
финансовой поддержки фестивалей — хотя она, безусловно, и не единственная?
|