Главная     Редакция     Архив     2(02)/2003  
 

Наследие
(ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ)

От первого лица
(ПРОБЛЕМА ВЕКА: ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ)

К 60-летию Великой Победы
(НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ)

Музыка
("ИДУТ ПО УЛИЦЕ ОРКЕСТРЫ...")

Исследование
(НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ?)

Персона
(ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ: "МОСКВА - МОЯ МУЗА, ГРАЦИЯ И... МАСТЕРСКАЯ")

Конкурс
("ЗОЛОТАЯ КИСТЬ": ГАРМОНИЯ ОБРАЗОВ)

Интервью
(МИР ПО КАДРАМ)

Театр
("КИСЛОРОДНОЕ" ГОЛОДАНИЕ ПО ИВАНУ ВЫРЫПАЕВУ)

Театр
(МНЕНИЕ МЭТРА)

Театр
(МНЕНИЕ КРИТИКА)

Театр
(МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ)

Сцена
("НОРД-ОСТ": ВОЗРОЖДЕНИЕ)

Музыка
(ВЕСНА КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ)

Наследие
("МОСКОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ" ПРОДОЛЖАЕТСЯ)

Молодежная культура
("ФЕСТОС" - ЮНЫЙ ЮБИЛЯР)

Музыка
("ЛЕГИОН": "ИГРАЕМ ЧЕСТНУЮ МУЗЫКУ")

Классика
("ПЕТР ВЕЛИКИЙ" - 200 ЛЕТ СПУСТЯ)

НЕСКОЛЬКО БАНАЛЬНОСТЕЙ НА ФЕСТИВАЛЬНУЮ ТЕМУ

МНЕНИЕ КРИТИКА

Валерий Бегунов, театральный критик

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» — эта строчка могла бы быть девизом театральных фестивалей советского времени да и первых лет перестройки.

Как заядлый фестивальщик, нередко оказывавшийся в жюри и в семинарах критиков, я хотел бы говорить только о высоком и светлом. О том, что фестиваль — это показ лучшего, подчас элитарного; что это замечательные встречи, обмены и так далее, но это не всегда так.
     Хочу сказать о другом. О фестивальном деле как об особой, крайне необходимой форме существования и развития всего театрального процесса. Фестиваль сам по себе далеко не всегда — чисто художественное событие (хотя его организация относится к искусству менеджмента). Почти всегда это событие социокультурное. Через то, что играют на сцене, какие названия и сюжеты выбирают, как их интерпретируют, какие приемы чаще применяются, можно понять настроение умов в обществе, «коллективное бессознательное», общественные ожидания и их различия в сообществах людей в разных регионах и социальных слоях. Фестиваль и все, что вокруг него, помогает увидеть уровень и место прессы и критики в обществе, взаимоотношение власти и социума, отношение власти к культуре, прессе, людям. Все это особенно хорошо видно на тех смотрах, где в придачу к профессиональным театральным семинарам, тренингам и изданию фестивальной газеты удается организовать нечто вроде статистических исследований. Социально-культурное значение фестиваля видно даже тогда, когда смотр является как бы «внутренним профессиональным делом»,проводится только для профессионального обмена.
     Фестиваль — очень важная часть «театрального рынка», как бы ни кривились те, кто не любит такой откровенной манеры называть вещи своими именами. На фестивале происходит обмен знаниями. Множество полезнейших вещей узнают и участники фестиваля, и его организаторы, а также пресса, зрители, власти, спонсоры...
     Мешают грамотно строить фестивали кое-какие застарелые сомнения и заблуждения в умах. Например, неверие в то, что фестиваль — даже грандиозный — может быть если не доходным, то окупаемым. Это заблуждение связано с другим — с непониманием, что даже самый «элитарный смотр», самый «профессионально ориентированный» есть все же акция социокультурная. Фестиваль всегда обращен к зрителю, несмотря на все элитарные, экспериментальные, авангардные изыски! Именно грамотно подготовленные и проанонсированные фестивали «оправдывают» и авангардные эксперименты, и элитарные устремления, показывая, что всяческая новация имеет своих «идеологов», «выразителей», «зрителей».
     Еще одно заблуждение: мы всякий раз на фестивалях, где вручаются призы, пытаемся придать этому абсолютный и уникальный смысл. Только один лучший актер! Один лучший спектакль, даже когда фестиваль охватывает многие типы зрелищ! Один лучший режиссер! Отсюда — прямой путь не к выявлению лучших, а к вкусовщине и групповщине. Во всем мире быть отобранным в основную программу и попасть в число номинированных — почет, важная черточка в имидже и рекламе. У нас же — если ты номинировался, но не получил приза, то это позор и повод для чудовищных обид.
     Кроме Фестиваля им. Чехова и «Золотой маски», в столице проходило и проходит множество других сценических смотров: профессиональных театров, молодежных студий, юношеских любительских коллективов. Все они важны — без этой многоуровневой «пирамиды» не было бы, на что опираться вершинам, — той же «Маске» или Чеховскому фестивалю. Все эти смотры могли бы иметь достаточное финансовое подкрепление. И далеко не только из бюджета или из кармана зрителя-театрала. Во всем мире организаторы театральных смотров, больших и многогранных социокультурных событий, вплотную работают с фондами, выделяющими гранты на целевые социокультурные акции. Взаимодействие с такими организациями выстраивается в зависимости от тематики фестиваля. А активнее всего работают с турфирмами, которые получают возможность продвигать свою деятельность благодаря тому, что фестиваль привлекает огромное количество самых разных людей. Почему бы и нам, наконец, не освоить эту сторону финансовой поддержки фестивалей — хотя она, безусловно, и не единственная?