Наследие
(ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ)
От первого лица
(ПРОБЛЕМА ВЕКА: ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ)
К 60-летию Великой Победы
(НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ)
Музыка
("ИДУТ ПО УЛИЦЕ ОРКЕСТРЫ...")
Исследование
(НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ?)
Персона
(ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ: "МОСКВА - МОЯ МУЗА, ГРАЦИЯ И... МАСТЕРСКАЯ")
Конкурс
("ЗОЛОТАЯ КИСТЬ": ГАРМОНИЯ ОБРАЗОВ)
Интервью
(МИР ПО КАДРАМ)
Театр
("КИСЛОРОДНОЕ" ГОЛОДАНИЕ ПО ИВАНУ ВЫРЫПАЕВУ)
Театр
(МНЕНИЕ МЭТРА)
Театр
(МНЕНИЕ КРИТИКА)
Театр
(МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ)
Сцена
("НОРД-ОСТ": ВОЗРОЖДЕНИЕ)
Музыка
(ВЕСНА КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ)
Наследие
("МОСКОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ" ПРОДОЛЖАЕТСЯ)
Молодежная культура
("ФЕСТОС" - ЮНЫЙ ЮБИЛЯР)
Музыка
("ЛЕГИОН": "ИГРАЕМ ЧЕСТНУЮ МУЗЫКУ")
Классика
("ПЕТР ВЕЛИКИЙ" - 200 ЛЕТ СПУСТЯ)
|
Зураб Церетели: Москва — моя муза, грация и... мастерская
Виктория Казарина, фото Александра Маслакова
Утро, Тихий центр столицы. Памятник Шота Руставели, вокруг скамейки, на скамейках
— мамы с детьми, бабушки с дедушками. Рядом старинный особняк, вывеска "Мастерская
художника Зураба Церетели". Огромное количество скульптур в небольшом дворике.
Мастерская заполнена весенним солнечным светом: эскизы, модели, скульптуры,
живописные холсты, графика, на стенах — фотографии Храма Христа Спасителя...
Мастерская стала одной из достопримечательностей Москвы, ее посещают самые
высокие гости. В ней провел вечер президент США Джордж Буш, бывали министры
иностранных дел и министры культуры многих европейских стран, государственные
секретари США Джордж Шульц и Джеймс Бейкер, Генеральный секретарь Организации
Объединенных Наций Перес де Куэльяр, знаменитые актеры, певцы и художники...
— Зураб Константинович, расскажите нашим читателям о том, над чем сейчас
работаете?
— Одна из последних работ — панно из эмали на металле на темы Отечественной
войны 1812 года и Великой Отечественной 1941 — 1945 годов, выполненные для новой
станции метро "Парк Победы".
В ближайших планах — создание чудо-парка "Солнечный город" в Мневниках
не с диснеевскими персонажами, а из русских сказок. Городок будет поделен на
две части: развлечения для детей и взрослых. Работа над ним началась еще в 1993
году, но только сейчас появились финансовые возможности снова продолжить. Если
строительство пойдет успешно, то лет через пять-шесть "Солнечный город"
будет готов принять первых гостей.
Продолжается работа над восстановлением часовни Александра Невского на Манежной
площади. Только она будет не из чугуна, как прежде, а из хрусталя и легких металлических
конструкций. Таким образом, она, во-первых, не закроет вид на Кремль, а во-вторых,
хорошо впишется в новый современный ансамбль площади.
— Ваши работы украшают столицы многих государств мира...
— Я делаю все от меня зависящее, чтобы наших выдающихся людей — поэтов, писателей,
художников, общественных деятелей — знали и помнили не только в России, но и
в других странах. Недавно мы открыли памятники А. Пушкину в Чили, Аргентине
и Мексике. В Уругвае я создал площади Л. Толстого и Ю. Гагарина. Мои скульптуры
есть в США, Великобритании, Франции, Турции, на Украине, в Грузии... Одна из
последних работ — памятник Н. Гоголю в Риме.
— О Вашей работоспособности ходят легенды. Правду говорят, что Вы спите
всего по четыре-пять часов в сутки?
— Жизнь так коротка, а хочется сделать так много! Столько разных замыслов,
идей — что-то еще только в голове, в сердце, что-то — в графических листах,
в пластике... Творчество — это главное. Но ведь есть еще и педагогическая, организационная,
общественная работа. Как президенту Российской академии художеств мне приходится
решать самые разнообразные, часто, казалось бы, неразрешимые вопросы. Когда
много работы — это в радость! Меня так родители учили. Талант без работы умирает.
И еще очень важно ощущение свободы творчества. Я всегда ощущал себя свободным
— ив прежние времена, и сейчас. Ведь чувство свободы или несвободы художника
передается через его творения другим — тысячам, иногда миллионам людей.
— Но все ли понимают и ценят Ваше творчество?
— Когда все понимают и ценят — это плохо, это значит, речь идет не о творчестве,
а о ремесле. Вспомните, разве все любили Микеланджело, Ван Гога, Пикассо, Маяковского,
Шолохова, Есенина?.. Большинство всегда любит и принимает посредственность —
попсу, мыльные оперы, боевики, различные ток-шоу на экране и в жизни... А подлинное
искусство — это прежде всего достоинство, самостоятельность и самобытность.
— Но разве современный мегаполис с его суетностью и безжалостным рационализмом,
отсутствием условий для уединения, созерцания оставляет человеку шанс для творчества
и восприятия этого творчества, для раскрытия и самовыражения?
— Творческий процесс, к счастью, не зависит ни от времени, ни от места действия.
Художники творили во время эпидемий чумы, великих революционных потрясений и
разрушительных войн, на снежных вершинах Тибета и в знойных пустынях Египта,
помогая людям не только выжить, но и сохранить душу, понимание прекрасного.
А город... Нельзя говорить о городе вообще. Нью-Йорк — это одно, Лондон — другое,
Париж — третье. Петербург не похож на Токио, а Дели — на Москву. У каждого города
— свое лицо, свой характер, своя судьба. И если душа города созвучна душе художника,
значит, это его город, его любовь и жизнь. Вот я, например, родился, рос, учился
в Тбилиси, а вся вторая половина жизни связана с Москвой, где живу и работаю
вот уже тридцать лет. Это мой город, а я его певец и художник. За эти годы так
много связало нас воедино — работа, друзья, любовь, воспоминания, действительность
и мечты, планы на будущее... Во всем при желании можно найти и хорошее, и плохое.
Что ищешь, то и находишь. Москва — моя вдохновительница, моя муза, грация и
мастерская.
Я горжусь своей профессией. Скульптура относится к монументальному искусству.
Монументальное — это значит на века, если повезет, на тысячелетия. Нас и сегодня
восхищают и радуют творения античных мастеров Рима, Греции, Египта, Индии, Китая.
Кажется, им покоряется время.
Жаль, что судьба монументов и памятников России так недолговечна, трагична.
Чуть ли не каждое новое поколение стремится переписать историю заново, возводить
свои новые монументы и памятники нового времени не рядом, а на месте прежних,
тем самым перечеркивая историю, родословную народа.
— Не тревожитесь ли Вы за свои детища? Ведь невозможно предсказать, как
распорядятся ими наши потомки?
— Надеюсь, дети и внуки будут мудрее своих дедов и отцов, поймут, что история
и культура родной страны — это не только учебники и хрестоматии, а сама жизнь,
все, что накоплено нашими предками и оставлено нам в наследство. Поймут, что
сносить памятники и исторические здания — это такое же, а может быть, еще большее
варварство, чем сжигать книги на площадях. Без исторической, культурной памяти
не может быть речи о развитии, движении вперед, прогрессе. Дерево, лишенное
корней, умирает и падает... Но вообще-то надо работать, делать свое дело как
можно лучше. А история, она разберется, все расставит по полочкам, каждому отведет
его место.
Наша беседа оставила много недосказанного, поводов для размышлений, вопросов.
Но так, наверное, и должно быть, когда соприкасаешься с творчеством Мастера.
Самое главное еще не сказано, еще впереди. Ведь творчество — это не статичное
состояние, это процесс.
|