Главная     Редакция     Архив     2(02)/2003  
 

Наследие
(ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ)

От первого лица
(ПРОБЛЕМА ВЕКА: ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ)

К 60-летию Великой Победы
(НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ)

Музыка
("ИДУТ ПО УЛИЦЕ ОРКЕСТРЫ...")

Исследование
(НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ?)

Персона
(ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ: "МОСКВА - МОЯ МУЗА, ГРАЦИЯ И... МАСТЕРСКАЯ")

Конкурс
("ЗОЛОТАЯ КИСТЬ": ГАРМОНИЯ ОБРАЗОВ)

Интервью
(МИР ПО КАДРАМ)

Театр
("КИСЛОРОДНОЕ" ГОЛОДАНИЕ ПО ИВАНУ ВЫРЫПАЕВУ)

Театр
(МНЕНИЕ МЭТРА)

Театр
(МНЕНИЕ КРИТИКА)

Театр
(МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ)

Сцена
("НОРД-ОСТ": ВОЗРОЖДЕНИЕ)

Музыка
(ВЕСНА КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ)

Наследие
("МОСКОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ" ПРОДОЛЖАЕТСЯ)

Молодежная культура
("ФЕСТОС" - ЮНЫЙ ЮБИЛЯР)

Музыка
("ЛЕГИОН": "ИГРАЕМ ЧЕСТНУЮ МУЗЫКУ")

Классика
("ПЕТР ВЕЛИКИЙ" - 200 ЛЕТ СПУСТЯ)

МИР ПО КАДРАМ

Ольга Свиблова и ее потолок на полу

Татьяна Никитина

23.00. Московский дом фотографии. Все его сотрудники еще на работе, пьют кофе и обсуждают концепцию грядущего фестиваля. Ольга Львовна много курит, много говорит и извиняется, что задержалась. Ее рабочий день закончится еще не скоро.
     - Вы писали книгу о русском, авангардном искусстве, сняли несколько фильмов, теперь Вы - директор Московского дома фотографии. Талантливый человек, безусловно, талантлив во всем, но все же кем Вы себя больше ощущаете - режиссером, писателем или фотографом?
     - Фотографом я себя уж точно не чувствую, в этом смысле я - любитель. Если я увижу человека, никогда не бравшего в руки фотокамеру, я удивлюсь. Убеждена, что фотоаппарат был в руках у каждого человека в разных ситуациях. Конечно, и я фотографирую, но это случается в те редкие минуты, когда у меня бывают "каникулы". Фотография для меня не больше, чем хобби. И не самое главное в моей жизни. Мне, например, еще нравится быть садоводом. Да и в кино я попала совершенно случайно. Меня пригласили в жюри на студию документальных фильмов, но я отказалась, потому что посчитала, что я не профессионал, чтобы судить, и сказала, что могу высказать свое мнение отдельно. Так вот, пока я сидела и смотрела довольно занудный показ ЦСДФ эпохи начала перестройки, я периодически засыпала, а потом поднимала голову и говорила: "Ой, лучше бы снять фильм про художников!". И замечательный режиссер Геворкян, сидевший рядом со мной (он тогда был руководителем Армянской студии документальных фильмов) сказал: "Ну так возьми и сними!". Я говорю: "А как?". Он: "Напиши заявку!". "А как их пишут?" - спрашиваю. При себе у него как у руководителя студии был целый портфель заявок, он мне их дал, и я за ночь все написала. Пришла в кабинет к Уралову, который в тот момент руководил студией, он мне ее подписал и спросил: "Сколько времени будет длиться фильм?". А мне на лестнице успели сказать: за 20 мин. ты не успеешь ничего сказать, а час не дают никому, проси 30 мин. Что я и сделала. Правда, через две недели оказалось, что мне нужен час, мы этот час тихо и сняли. Это создало большие неудобства, поскольку денег выделили на полчаса и отчитываться нужно было за полчаса, а мы отчитались часовым фильмом. И если бы не Медведев - тогда он был заместителем председателя Госкино, - ничего бы не получилось, и я до сих пор ему благодарна. Мы пришли показывать ему фильм, он посмотрел и внес в сумме 20 поправок. Понимая, что он интеллигентный человек, я просто на две недели испарилась, потом пришла и говорю: "Знаете, Вы во всем правы, но для меня это большая работа. Давайте оставим как есть?". Потом, насколько мне известно, он показал этот фильм в высших инстанциях и дал добро...
     - Так сколько же всего лент Вы сняли как режиссер?
     - Давайте считать по пальцам: "Черный квадрат", "Кривоарбатский переулок", "Художники кино, театра, телевидения", "Дина Верни", "В поисках счастливого конца". Получается, 5 фильмов, из которых 3 полнометражных и 2 - по 30 мин. Есть еще куча каких-то мелких работ, которые можно не считать. Среди них фильмы о Турции и Франции, но это все "побочная" деятельность.
     Вообще это целая история, как я в кино попала. Но это не было случайным, потому что мне всегда казалось, что нужно помогать художникам, поэтам, всей нашей культуре.
     - А как появилась идея о создании Дома фотографии и как она реализовалась?
     - Когда я занялась фотографией, неожиданно оказалась втянута в нее полностью. В процессе работы довольно скоро стало ясно, что нужен музей. И он появился, причем тоже довольно неожиданно. Я написала в мэрию, что было бы здорово и логично, чтобы он был. Все-таки мы культурная большая держава и странно, что у нас до сих пор такого музея нет. Я уехала на каникулы, приезжаю, а мне говорят: "Помещение есть!". Здесь, на Остоженке, 16, на 2-м этаже было 20 м разрухи. Вот в этой комнате, где мы сейчас с Вами сидим, потолок лежал на полу. Фактически пола не было, крыши тоже - ничего не было. И когда все это на меня свалилось, появилась ответственность. К тому моменту мне захотелось оглядеться - понять, чем заниматься дальше. Решила сделать фестиваль фотографии. Незадолго до этого я посмотрела прекрасный фестиваль фотографии в Париже и сказала своему мужу:
     "Знаешь, мне кажется, нужно сделать такое в Москве". Так родилась идея фестиваля и музея. Нужно было помочь художникам выжить. Музей, конечно, не может обеспечить художников материально, но поднимет их статус, имя, гонорары и рыночную стоимость. Я думаю, что хотя бы чем-то мы помогли, ведь мы подняли статус фотографии... В рамках фестиваля у нас получилось 92 выставки.
     - Как Вы думаете, взгляд на мир через призму объектива фотокамеры меняет человека?
     — Конечно, меняет. По крайней мере, он дает пристальность, внимательность и концентрированность. Потому что мы бежим по жизни, торопимся и часто не замечаем, что происходит вокруг. Но как только мир «кадрируется» и выделяется мгновение действительности, так или иначе ты на этом концентрируешься. И если это происходит, по крайней мере, ты останавливаешься и вглядываешься внимательней в лица, ситуацию, природу, предметы. Оказывается, что это интересно, значимо, красиво. Наверное, фотография дает некую философскую дистанцию от нашей повседневности, суеты. Как только мы начинаем смотреть на мир через «рамочку», мы волей-неволей дистанцируемся от его проблем, смотрим на них как бы со стороны, более мудро.
     — Какие выставки Московский дом фотографии планирует в ближайшее время?
     — Третий международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии». В его рамках — около 70 выставок. Открылся фестиваль выставкой «Ретроспектива» культового фотографа Хельмута Ньютона 25 марта в МДФ. Длится она целых 2 месяца.
     В начале марта открылись другие выставки. В ЦВЗ «Манеж» (2-й — 3-й этажи) — выставка Жана Мари Перье о Франции 60-х — 70-х гг., в Петровском пассаже располагается «а-1а парад» наших журналов, которые демонстрируют свои лучшие съемки за последние 2 года. В «Новом Манеже» — выставки старых фотографий, например немецких кабаре 30-х годов. Затем в галерее на Солянке — выставки «История русских клоунов» и «Детская мода в России конца XIX — начала XX вв.», большая выставочная площадка — в Музее современной истории.
     Российская постановочная съемка за 5 лет поднялась до мирового уровня, и мне приятно, что наша фотография в этом году участвовала в Парижском месяце фотографии на тему «Мода» и была принята на «ура». Вышло огромное количество статей, в которых писали, что российская фотография стала огромным сюрпризом. По-моему, это здорово.