Главная     Редакция     Архив     2(02)/2003  
 

Наследие
(ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ)

От первого лица
(ПРОБЛЕМА ВЕКА: ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ)

К 60-летию Великой Победы
(НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ)

Музыка
("ИДУТ ПО УЛИЦЕ ОРКЕСТРЫ...")

Исследование
(НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ?)

Персона
(ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ: "МОСКВА - МОЯ МУЗА, ГРАЦИЯ И... МАСТЕРСКАЯ")

Конкурс
("ЗОЛОТАЯ КИСТЬ": ГАРМОНИЯ ОБРАЗОВ)

Интервью
(МИР ПО КАДРАМ)

Театр
("КИСЛОРОДНОЕ" ГОЛОДАНИЕ ПО ИВАНУ ВЫРЫПАЕВУ)

Театр
(МНЕНИЕ МЭТРА)

Театр
(МНЕНИЕ КРИТИКА)

Театр
(МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ)

Сцена
("НОРД-ОСТ": ВОЗРОЖДЕНИЕ)

Музыка
(ВЕСНА КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ)

Наследие
("МОСКОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ" ПРОДОЛЖАЕТСЯ)

Молодежная культура
("ФЕСТОС" - ЮНЫЙ ЮБИЛЯР)

Музыка
("ЛЕГИОН": "ИГРАЕМ ЧЕСТНУЮ МУЗЫКУ")

Классика
("ПЕТР ВЕЛИКИЙ" - 200 ЛЕТ СПУСТЯ)

«Московская традиция» продолжается

Москва — город огромных пространств, многолюдных, кипящих толпой улиц и площадей, бесконечных, хищно урчащих потоков автомобилей, многотысячных концертных залов и стадионов... И важно порой человеку побыть в уютной, камерной атмосфере, в среде единомыслящих и единочувствующих, в приятной, располагающей компании и одновременно наедине с самим собой, Такой возможности сегодня, в наш постиндустриальный век, в условиях многомиллионного мегаполиса остается все меньше и меньше. Но ведь настрой большого оркестра зависит от настроя каждого инструмента в нем. Общество — это совокупность личностей, Москва XXI в. совсем не та, что, скажем, два века назад. И достояния техники, электроники, информатики не способны ни заменить, ни вытеснить из души человека стремление к задушевному — глаза в глаза, сердце в сердце — общению.

Поэтому, наверное, так легко и естественно родился этот проект под добрым, теплым названием «Московская традиция», поэтому и живет так долго и, как положено, неярко, не слепя глаза бесстыдством софитов, тепло и задушевно, подобно легкому свету зеленой настольной лампы или живому пламени свечи в старом, потемневшей бронзы подсвечнике на мягком, едва различимом рисунке гобелена.
     Таинственные сполохи доброго огня от старинного камина на лицах людей... Сопенье пузатого, начищенного до блеска самовара. Вишневое варенье в голубых розетках. Старый пятнистый дог у порога, положив тяжелую мудрую голову на лапы, смотрит на огонь и, кажется, вместе со всеми заслушался музыкой такого же старого, как и он сам, клавесина.
     Чудная мелодия, разливаясь по небольшой, обставленной старинной мебелью «гостиной Юргенсона», завораживает, обволакивает, излечивает присутствующих своей волшебной магией. Кажется, время остановилось и медленно двинулось вспять...
     Некоторое время было только слышно, как трещат поленья в неискусственном камине... И только потом, через минуту-две, послышались благодарные аплодисменты в адрес маэстро.
     Сюда, в бывшую фамильную усадьбу видного музыкального издателя и мецената, близкого друга П.И. Чайковского Петра Ивановича Юргенсона в этот вечер несколько лет назад пришли инициаторы и первые гости «Московской традиции» — люди, которым были дороги духовная и культурная память поколений, настоящая, а значит, вечная музыка, кто не хотел в глянцевой суетности современности растерять что-то Настоящее и Главное, стремился вернуть это Настоящее москвичам — молодым и не очень, коренным, чья московская биография уходит в глубину веков, и тем, кто приехал в первопрестольную совсем недавно, спасаясь от жестокостей и бессмыслицы жизни в других, далеких краях.
     Искусство — великий целитель, спаситель. А еще воспитатель, учитель, открывающий человеку недоступные прежде горизонты, весь мир. А человек, общество без традиций — что дерево без корней. Ему не выстоять на жестоких ветрах современного общества информационно-механического прагматизма и конформизма, где все меньше места остается душе.
     «За минувшие годы, — вспоминает автор идеи и бессменный организатор этих тихих и добрых праздников Ольга Пчелинцева, — состоялись десятки таких встреч, и, несмотря на их камерность, в них приняли участие тысячи москвичей, десятки, а может быть, уже сотни работников культуры, искусства всех жанров и направлений».
     На таких вечерах художники встречаются с музыкантами, музыканты с поэтами... На вернисаже художника Егорова (отец Александр), который проходил под названием «Тихий свет России», прошло выступление хора Культурного центра МВД под руководством В.Л. Горюновой. На открытии выставки Екатерины Беляевой «Собрание пестрых глав» выступили студенты Музыкального училища им. Гнесиных по классу классической гитары. Выставка Беляевой — это серия графических работ «Восемь картинок о Пушкине», иллюстрации к роману «Евгений Онегин», акварели и рисунки. Различные по стилистике и изобразительным средствам, все эти работы объединила одна тема — поэзии и музыки, любви к Пушкину.
     Проект «Московская традиция» поставил перед собой непростую задачу — «согревать» зрителей, профессионалов, искусствоведов и журналистов своими задушевными, добрыми вечерами. И как хорошо, что «Московская традиция» продолжается!