Наследие
(ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ)
От первого лица
(ПРОБЛЕМА ВЕКА: ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ)
К 60-летию Великой Победы
(НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ)
Музыка
("ИДУТ ПО УЛИЦЕ ОРКЕСТРЫ...")
Исследование
(НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ?)
Персона
(ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ: "МОСКВА - МОЯ МУЗА, ГРАЦИЯ И... МАСТЕРСКАЯ")
Конкурс
("ЗОЛОТАЯ КИСТЬ": ГАРМОНИЯ ОБРАЗОВ)
Интервью
(МИР ПО КАДРАМ)
Театр
("КИСЛОРОДНОЕ" ГОЛОДАНИЕ ПО ИВАНУ ВЫРЫПАЕВУ)
Театр
(МНЕНИЕ МЭТРА)
Театр
(МНЕНИЕ КРИТИКА)
Театр
(МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ)
Сцена
("НОРД-ОСТ": ВОЗРОЖДЕНИЕ)
Музыка
(ВЕСНА КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ)
Наследие
("МОСКОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ" ПРОДОЛЖАЕТСЯ)
Молодежная культура
("ФЕСТОС" - ЮНЫЙ ЮБИЛЯР)
Музыка
("ЛЕГИОН": "ИГРАЕМ ЧЕСТНУЮ МУЗЫКУ")
Классика
("ПЕТР ВЕЛИКИЙ" - 200 ЛЕТ СПУСТЯ)
|
«Легион»: «Играем честную музыку»
В области изучения социальной и духовной значимости музыкального творчества,
его места в системе общественных и культурных ценностей накоплен богатый материал
и достаточный опыт, Однако не все музыкальные жанры и направления сегодня исследуются
и оцениваются критикой в должной степени глубоко, всесторонне и объективно.
К сожалению, к малоисследованному и тенденциозно оцениваемому направлению в
музыкальном творчестве до сих пор можно отнести рок-музыку, занимающую в палитре
музыкальных предпочтений современного общества, особенно в молодежной среде,
одно из ведущих мест.
По результатам исследований, проводившихся ЕНМЦ Комитета по культуре Правительства
Москвы, любителями рок-музыки является треть москвичей вне зависимости от возраста
и более 60% подростков и молодежи. (Для сравнения: симфоническую музыку любят
12, оперу — 8, оперетту — 6, хоровую — 3% молодых москвичей). Как видно из приведенных
объективных данных и повседневной культурной, музыкальной практики, и аудитория,
и влияние рок-музыки на эту аудиторию огромно. Каково же это влияние? Чего в
нем больше — положительного или отрицательного, негативной энергетики отрицания
и разрушения или позитивного, созидающего начала? Ведь рок-кумиры являются лидерами
мнения, они в значительной степени влияют на формирование общественного сознания.
К сожалению, рок-музыка, бесчисленно тиражируемая и пропагандируемая СМИ —
телевидением, радио — в подавляющем большинстве не выдерживает никакой критики.
Она однообразна, примитивна в композиторском и исполнительском плане. Тексты
песен бездарны, малограмотны, зачастую несут негативную смысловую нагрузку,
пропагандируя наркотики, романтизируя преступность, воспевая цинизм, вызывая
у слушателей настроение декаданса, упадка или же, напротив, тупой агрессии.
Но есть и другая рок-музыка, которую самый взыскательный критик назовет подлинным,
честным, высоким искусством — и по форме, и по содержанию, и по социальной,
культурной значимости. Она не вызывает сомнений в профессиональном мастерстве,
она талантлива и органична, имеет все признаки высокой духовности. Но почему
так трудно пробиться ей в телевизионный и радиоэфир, почему она всегда не в
«формате»? И что это за «формат», в который не вписывается подлинное искусство,
несущее людям понимание добра, красоты, верности высоким идеалам и принципам,
интересам государства и общества? Может быть, вредны, порочны сами эти «форматы»
— их надо менять?
«Легион» — одна из лучших московских и российских рок-групп, которые живут
и творят в формате интересов общества, государства, подлинного искусства и высокой
духовности и которая никак не вписывается в «формат» духовного уровня и интеллекта
отечественных теле- и радиомагнатов. Однако, несмотря на это, молодые да и среднего
возраста москвичи хорошо знают и любят эту группу. На ее выступлениях — всегда
аншлаги, будь то небольшой молодежный клуб или многотысячный стадион.
Эта группа часто безвозмездно участвует во всех городских социальнозначимых
проектах и акциях, будь то борьба с наркотиками или очередной воинский призыв,
конкурс песен о Москве или День города, концерт, посвященный Дню Конституции
или встреча молодежи с ветеранами Великой Отечественной.
В ближайшее время выходит новый альбом группы «Легион», который называется
«Маятник времени». В связи с этим музыкальный обозреватель нашего журнала Александр
Кузнецов встретился с руководителем и солистом группы Алексеем Булгаковым.
А. Кузнецов: Какова предыстория и толкование названия нового альбома?
А. Булгаков: «Маятник времени» — альбом песен о великой истории и современности
нашей Родины, о ее народе и каждом человеке в отдельности, о любви, верности
и жертвенности этой любви, о том, что добро должно всегда восторжествовать над
злом, о наших дедах и отцах и о нас самих, о преемственности поколений.
А.К.: Откуда это у вас, ведь вы, хэви-металлистическая группа, а этому
стилю не очень-то свойственны такие мотивы, в основном, подобные группы черпают
идеи для своего творчества в европейском средневековье, кельтских сагах, германском
эпосе, англосаксонских преданиях...
А.Б.: Все мы родом из детства. У них своя история и гордость — у нас своя.
У меня дед погиб в Великую Отечественную. Он работал на оборонном заводе, у
него бронь была, а он добровольцем ушел на фронт. «Как я могу здесь оставаться,
когда все воюют, что обо мне люди скажут!» — и ушел.
На полуторке снаряды возил. Рассказывали, от немецкой бомбы разнесло в клочья!
А я его внук, разве могу это забыть, не любить его, не гордиться им? Поэтому
я в каждом новом альбоме возвращался к этой теме — войны и мира, ненависти и
любви, взаимопонимания между поколениями, патриотизма.
В «Маятнике времен» это вылилось во что-то более значительное, мы попытались
осмыслить наше прошлое, настоящее и, насколько возможно, заглянуть в будущее.
Толчком для создания этого альбома послужила работа над музыкально-песенным
прологом, целостной сценической композицией для большой концертной программы
во Дворце спорта «Лужники», посвященной 60-летию разгрома немецко-фашистских
войск под Москвой и то, как откликнулись на эту музыку, как встречали ветеранов
Великой Отечественной, афганской и чеченской войн подростки и молодежь, пришедшие
на этот концерт. Десять тысяч зрителей как один встали и аплодировали им...
А.К.: Так что же такое патриотизм? Аристотель писал: «Нам дороги родители,
дети, родственники, домашние, но любовь ко всем заключает любовь к Родине».
А.Б.: Большинство молодежи сегодня мыслит так же, как античные герои и при
случае всегда доказывает это. По-моему, патриотизм — прежде всего принадлежность
к определенной культуре: это литература, музыка, театр, живопись. Например,
Вагнер, Брехт, Гете — это Германия; Золя, Ренуар, Эдит Пиаф — Франция; Элвис
Пресли — Америка, а Чайковский, Чехов, Есенин, Репин,Глазунов, Тальков — это
наша Россия.
Старшие поколения воспринимают окружающую действительность больше разумом,
а молодежь — чувствами, сердцем. Мы говорим о падении духовности молодежи. А
что ей дают сегодня для сердца и души? Музыкальные, театральные, литературные
«сникерсы» и «баунти»? А потом сетуют, что ребята не знают родной культуры,
истории, традиций, что у них нет патриотического чувства!..
Все знают, что на наших кино- и телеэкранах — сплошной штатовский киномаразм:
стрельба, убийства, катастрофы, наркотики... Наша страна изображается как дикая,
варварская, отсталая. Россиянин — или обезьяноподобный идиот, или бандит, или
угрожающий всему миру захватчик с атомной бомбой в руках.
А американец — герой, освободитель, умница, победитель на спортивной арене
или в бою за свободную, независимую Америку, проливающий гордую слезу умиления
под звуки национального гимна на фоне звездно-полосатого флага. Вот это и есть
патриотическое воспитание. Американцев.
А наши ребята видят на телевизионном экране, как депутаты Государственной Думы
отказываются вставать при исполнении Государственного гимна, как на центральной
площади Москвы топчут флаг, под которым их отцы и деды сражались с фашизмом.
Или наши политики, журналисты думают, что если они вместо русского «согласия»
будут говорить «консенсус», вместо «очередность» — «рейтинг», а вместо понятного
«уличный опрос» — «стрит-ток», то они будут казаться умнее, современнее?
Патриотизма нашей молодежи не занимать. Это я знаю по тем ребятам и девчонкам,
которые приходят на наши концерты. Они не бьют себя в грудь, не выступают с
трибун, не маршируют на улицах, но они уважают и гордятся своими дедами-фронтовиками,
своей страной, любят своих родителей, свой город, учатся, работают, если надо,
отдают жизнь за свою страну, будь то на границе, в горячих точках или в Москве.
А.К.: В своем музыкальном творчестве вы часто обращаетесь к классике. По-новому
и неожиданно современно зазвучали в вашей обработке, например, произведения
Л.-В. Бетховена — «Турецкое рондо», «Лунная сюита». Восточные мелодии органично
вплетаются в вашу композицию «Каир» из альбома «У окна»...
А.Б.: Настоящая музыка не знает ни временных, ни государственных границ, ни
языковых барьеров, ни возрастных противоречий. Есть только хорошая или плохая
музыка, то есть не музыка. Поэтому я очень люблю классику, слушаю Моцарта, Бетховена,
Баха — это океан чувств, эмоций. Хочется передать их другим, но уже преломив
через себя, приблизив к нашему времени, к пониманию широкой аудитории, ведь
на радио, телевидении, эстраде звучит чаще всего самая примитивная, элементарная
музыка.
А.К.: Ареал обитания вашей группы. — Москва или вы чаще в разъездах, на
гастролях?
А.Б.: Конечно, много приходится ездить по большим и малым городам. Везде находим
свою аудиторию, нас встречают хорошо, гостеприимно. Но наша любовь — Москва.
Здесь мы начинали свою творческую деятельность, росли, знаем каждую сцену —
выступали и в клубах, и в ГЦКЗ «Россия», и в Кремлевском Дворце. На Тверской
в День города мы исполнили впервые «Песню о Москве», став лауреатами Второго
конкурса песен о Москве. А 9 мая мы с удовольствием играли для стотысячной аудитории
на Поклонной горе.
Маятник времен беспристрастно отсчитывает часы, дни и годы нашей жизни, принося
что-то новое. В этом, наверное, и заключается радость жизни и творчества. Нужно
только жить честно и играть настоящую, честную музыку.
|