Главная     Редакция     Архив     2(02)/2003  
 

Наследие
(ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ)

От первого лица
(ПРОБЛЕМА ВЕКА: ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ)

К 60-летию Великой Победы
(НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ)

Музыка
("ИДУТ ПО УЛИЦЕ ОРКЕСТРЫ...")

Исследование
(НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ?)

Персона
(ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ: "МОСКВА - МОЯ МУЗА, ГРАЦИЯ И... МАСТЕРСКАЯ")

Конкурс
("ЗОЛОТАЯ КИСТЬ": ГАРМОНИЯ ОБРАЗОВ)

Интервью
(МИР ПО КАДРАМ)

Театр
("КИСЛОРОДНОЕ" ГОЛОДАНИЕ ПО ИВАНУ ВЫРЫПАЕВУ)

Театр
(МНЕНИЕ МЭТРА)

Театр
(МНЕНИЕ КРИТИКА)

Театр
(МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ)

Сцена
("НОРД-ОСТ": ВОЗРОЖДЕНИЕ)

Музыка
(ВЕСНА КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ)

Наследие
("МОСКОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ" ПРОДОЛЖАЕТСЯ)

Молодежная культура
("ФЕСТОС" - ЮНЫЙ ЮБИЛЯР)

Музыка
("ЛЕГИОН": "ИГРАЕМ ЧЕСТНУЮ МУЗЫКУ")

Классика
("ПЕТР ВЕЛИКИЙ" - 200 ЛЕТ СПУСТЯ)

«Легион»: «Играем честную музыку»

В области изучения социальной и духовной значимости музыкального творчества, его места в системе общественных и культурных ценностей накоплен богатый материал и достаточный опыт, Однако не все музыкальные жанры и направления сегодня исследуются и оцениваются критикой в должной степени глубоко, всесторонне и объективно.

К сожалению, к малоисследованному и тенденциозно оцениваемому направлению в музыкальном творчестве до сих пор можно отнести рок-музыку, занимающую в палитре музыкальных предпочтений современного общества, особенно в молодежной среде, одно из ведущих мест.
     По результатам исследований, проводившихся ЕНМЦ Комитета по культуре Правительства Москвы, любителями рок-музыки является треть москвичей вне зависимости от возраста и более 60% подростков и молодежи. (Для сравнения: симфоническую музыку любят 12, оперу — 8, оперетту — 6, хоровую — 3% молодых москвичей). Как видно из приведенных объективных данных и повседневной культурной, музыкальной практики, и аудитория, и влияние рок-музыки на эту аудиторию огромно. Каково же это влияние? Чего в нем больше — положительного или отрицательного, негативной энергетики отрицания и разрушения или позитивного, созидающего начала? Ведь рок-кумиры являются лидерами мнения, они в значительной степени влияют на формирование общественного сознания.
     К сожалению, рок-музыка, бесчисленно тиражируемая и пропагандируемая СМИ — телевидением, радио — в подавляющем большинстве не выдерживает никакой критики. Она однообразна, примитивна в композиторском и исполнительском плане. Тексты песен бездарны, малограмотны, зачастую несут негативную смысловую нагрузку, пропагандируя наркотики, романтизируя преступность, воспевая цинизм, вызывая у слушателей настроение декаданса, упадка или же, напротив, тупой агрессии.
     Но есть и другая рок-музыка, которую самый взыскательный критик назовет подлинным, честным, высоким искусством — и по форме, и по содержанию, и по социальной, культурной значимости. Она не вызывает сомнений в профессиональном мастерстве, она талантлива и органична, имеет все признаки высокой духовности. Но почему так трудно пробиться ей в телевизионный и радиоэфир, почему она всегда не в «формате»? И что это за «формат», в который не вписывается подлинное искусство, несущее людям понимание добра, красоты, верности высоким идеалам и принципам, интересам государства и общества? Может быть, вредны, порочны сами эти «форматы» — их надо менять?
     «Легион» — одна из лучших московских и российских рок-групп, которые живут и творят в формате интересов общества, государства, подлинного искусства и высокой духовности и которая никак не вписывается в «формат» духовного уровня и интеллекта отечественных теле- и радиомагнатов. Однако, несмотря на это, молодые да и среднего возраста москвичи хорошо знают и любят эту группу. На ее выступлениях — всегда аншлаги, будь то небольшой молодежный клуб или многотысячный стадион.
     Эта группа часто безвозмездно участвует во всех городских социальнозначимых проектах и акциях, будь то борьба с наркотиками или очередной воинский призыв, конкурс песен о Москве или День города, концерт, посвященный Дню Конституции или встреча молодежи с ветеранами Великой Отечественной.
     В ближайшее время выходит новый альбом группы «Легион», который называется «Маятник времени». В связи с этим музыкальный обозреватель нашего журнала Александр Кузнецов встретился с руководителем и солистом группы Алексеем Булгаковым.
     А. Кузнецов: Какова предыстория и толкование названия нового альбома?
     А. Булгаков: «Маятник времени» — альбом песен о великой истории и современности нашей Родины, о ее народе и каждом человеке в отдельности, о любви, верности и жертвенности этой любви, о том, что добро должно всегда восторжествовать над злом, о наших дедах и отцах и о нас самих, о преемственности поколений.
     А.К.: Откуда это у вас, ведь вы, хэви-металлистическая группа, а этому стилю не очень-то свойственны такие мотивы, в основном, подобные группы черпают идеи для своего творчества в европейском средневековье, кельтских сагах, германском эпосе, англосаксонских преданиях...
     А.Б.: Все мы родом из детства. У них своя история и гордость — у нас своя. У меня дед погиб в Великую Отечественную. Он работал на оборонном заводе, у него бронь была, а он добровольцем ушел на фронт. «Как я могу здесь оставаться, когда все воюют, что обо мне люди скажут!» — и ушел.
     На полуторке снаряды возил. Рассказывали, от немецкой бомбы разнесло в клочья! А я его внук, разве могу это забыть, не любить его, не гордиться им? Поэтому я в каждом новом альбоме возвращался к этой теме — войны и мира, ненависти и любви, взаимопонимания между поколениями, патриотизма.
     В «Маятнике времен» это вылилось во что-то более значительное, мы попытались осмыслить наше прошлое, настоящее и, насколько возможно, заглянуть в будущее. Толчком для создания этого альбома послужила работа над музыкально-песенным прологом, целостной сценической композицией для большой концертной программы во Дворце спорта «Лужники», посвященной 60-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой и то, как откликнулись на эту музыку, как встречали ветеранов Великой Отечественной, афганской и чеченской войн подростки и молодежь, пришедшие на этот концерт. Десять тысяч зрителей как один встали и аплодировали им...
     А.К.: Так что же такое патриотизм? Аристотель писал: «Нам дороги родители, дети, родственники, домашние, но любовь ко всем заключает любовь к Родине».
     А.Б.: Большинство молодежи сегодня мыслит так же, как античные герои и при случае всегда доказывает это. По-моему, патриотизм — прежде всего принадлежность к определенной культуре: это литература, музыка, театр, живопись. Например, Вагнер, Брехт, Гете — это Германия; Золя, Ренуар, Эдит Пиаф — Франция; Элвис Пресли — Америка, а Чайковский, Чехов, Есенин, Репин,Глазунов, Тальков — это наша Россия.
     Старшие поколения воспринимают окружающую действительность больше разумом, а молодежь — чувствами, сердцем. Мы говорим о падении духовности молодежи. А что ей дают сегодня для сердца и души? Музыкальные, театральные, литературные «сникерсы» и «баунти»? А потом сетуют, что ребята не знают родной культуры, истории, традиций, что у них нет патриотического чувства!..
     Все знают, что на наших кино- и телеэкранах — сплошной штатовский киномаразм: стрельба, убийства, катастрофы, наркотики... Наша страна изображается как дикая, варварская, отсталая. Россиянин — или обезьяноподобный идиот, или бандит, или угрожающий всему миру захватчик с атомной бомбой в руках.
     А американец — герой, освободитель, умница, победитель на спортивной арене или в бою за свободную, независимую Америку, проливающий гордую слезу умиления под звуки национального гимна на фоне звездно-полосатого флага. Вот это и есть патриотическое воспитание. Американцев.
     А наши ребята видят на телевизионном экране, как депутаты Государственной Думы отказываются вставать при исполнении Государственного гимна, как на центральной площади Москвы топчут флаг, под которым их отцы и деды сражались с фашизмом.
     Или наши политики, журналисты думают, что если они вместо русского «согласия» будут говорить «консенсус», вместо «очередность» — «рейтинг», а вместо понятного «уличный опрос» — «стрит-ток», то они будут казаться умнее, современнее?
     Патриотизма нашей молодежи не занимать. Это я знаю по тем ребятам и девчонкам, которые приходят на наши концерты. Они не бьют себя в грудь, не выступают с трибун, не маршируют на улицах, но они уважают и гордятся своими дедами-фронтовиками, своей страной, любят своих родителей, свой город, учатся, работают, если надо, отдают жизнь за свою страну, будь то на границе, в горячих точках или в Москве.
     А.К.: В своем музыкальном творчестве вы часто обращаетесь к классике. По-новому и неожиданно современно зазвучали в вашей обработке, например, произведения Л.-В. Бетховена — «Турецкое рондо», «Лунная сюита». Восточные мелодии органично вплетаются в вашу композицию «Каир» из альбома «У окна»...
     А.Б.: Настоящая музыка не знает ни временных, ни государственных границ, ни языковых барьеров, ни возрастных противоречий. Есть только хорошая или плохая музыка, то есть не музыка. Поэтому я очень люблю классику, слушаю Моцарта, Бетховена, Баха — это океан чувств, эмоций. Хочется передать их другим, но уже преломив через себя, приблизив к нашему времени, к пониманию широкой аудитории, ведь на радио, телевидении, эстраде звучит чаще всего самая примитивная, элементарная музыка.
     А.К.: Ареал обитания вашей группы. — Москва или вы чаще в разъездах, на гастролях?
     А.Б.: Конечно, много приходится ездить по большим и малым городам. Везде находим свою аудиторию, нас встречают хорошо, гостеприимно. Но наша любовь — Москва. Здесь мы начинали свою творческую деятельность, росли, знаем каждую сцену — выступали и в клубах, и в ГЦКЗ «Россия», и в Кремлевском Дворце. На Тверской в День города мы исполнили впервые «Песню о Москве», став лауреатами Второго конкурса песен о Москве. А 9 мая мы с удовольствием играли для стотысячной аудитории на Поклонной горе.
     Маятник времен беспристрастно отсчитывает часы, дни и годы нашей жизни, принося что-то новое. В этом, наверное, и заключается радость жизни и творчества. Нужно только жить честно и играть настоящую, честную музыку.