Главная     Редакция     Архив     2(02)/2003  
 

Наследие
(ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ)

От первого лица
(ПРОБЛЕМА ВЕКА: ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ)

К 60-летию Великой Победы
(НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ)

Музыка
("ИДУТ ПО УЛИЦЕ ОРКЕСТРЫ...")

Исследование
(НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ?)

Персона
(ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ: "МОСКВА - МОЯ МУЗА, ГРАЦИЯ И... МАСТЕРСКАЯ")

Конкурс
("ЗОЛОТАЯ КИСТЬ": ГАРМОНИЯ ОБРАЗОВ)

Интервью
(МИР ПО КАДРАМ)

Театр
("КИСЛОРОДНОЕ" ГОЛОДАНИЕ ПО ИВАНУ ВЫРЫПАЕВУ)

Театр
(МНЕНИЕ МЭТРА)

Театр
(МНЕНИЕ КРИТИКА)

Театр
(МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ)

Сцена
("НОРД-ОСТ": ВОЗРОЖДЕНИЕ)

Музыка
(ВЕСНА КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ)

Наследие
("МОСКОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ" ПРОДОЛЖАЕТСЯ)

Молодежная культура
("ФЕСТОС" - ЮНЫЙ ЮБИЛЯР)

Музыка
("ЛЕГИОН": "ИГРАЕМ ЧЕСТНУЮ МУЗЫКУ")

Классика
("ПЕТР ВЕЛИКИЙ" - 200 ЛЕТ СПУСТЯ)

Фестиваль — это праздник для всех

МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ

Анна Ветрова

Праздник — это сопричастность. На фестивале профессиональные люди собираются в своей среде, работают, видят много нового, радуются встрече, вдохновляются карнавальным духом.

А что зритель? Никогда, ни один директор даже самого маленького фестиваля не согласится, что его детище адресовано только узкому кругу профессионалов.
     Мы попросили москвичей ответить на несколько вопросов о театральных фестивалях, фестивалях вообще и о том, каким они представляют «идеальный», по их мнению, фестиваль.
     Женщина лет 35 — 40, ловящая такси неподалеку от Пушкинской площади:
     — По-моему, фестивали необходимы и работникам сцены, и зрителям. Нам они помогают на фоне унылых ремесленнических поделок увидеть действительно что-то новое, свежее, неординарное, не вписывающееся в современные стандарты мирового и московского театрального конвейера. А молодым, не затасканным и не затисканным в объятиях богемных тусовок, но талантливым драматургам, режиссерам — пробиться к своему зрителю, критике сквозь стену замалчивания завистливой •посредственности и высокомерия дряхлеющих гениев. Фестиваль — это праздник раскрепощенного творческого сознания от серости будней, заботы о хлебе насущном... А вообще, некогда мне о «высоком», я опаздываю, помогите лучше поймать такси!
     Завсегдатай одного из престижных ночных клубов, человек «с именем» в определенных кругах, бизнесмен, в прошлом, по его словам, большой театрал:
     — Фестиваль? Это народный праздник по определению, праздник для всех. Так его организовывают во многих странах мира. У нас же очень часто — это праздник организаторов, возможность повитийствовать в «заоблачных» высотах, покрасоваться перед экранами телекамер в экстравагантных нарядах, источая благовония дорогих духов и завозного трубочного табачка...
     А народ-то где? Про нас и забыли! Народ часто проходит лишь декоративным фоном, массовкой, которую в соответствии с творческим замыслом Мастера, можно повтыкать в нужные места спектакля под названием «Фестиваль», а можно вытеснить в фойе: «Посторонитесь, любезный, вы не вписываетесь в драматургию праздника!».
     Здесь, в ночном клубе, меня по крайней мере уважают, меня ждут — я им нужен. А вы говорите — «Высокое искусство»!.. Искусство должно быть высоким, но не настолько, чтобы зритель не мог до него дотянуться!
     Две подружки-пенсионерки, далеко за семьдесят, «коренные москвички и театралки». Беседа по окончании спектакля в гардеробе одного из театров.
     Первая: О фестивалях ничего сказать не могу, это не для нас. Это вообще что-то из фольклорного, уличного, буйного действия. И какое это имеет отношение к театру — не понимаю. Я живу театром вот уже без малого шестьдесят лет, и он, театр, прекрасно существовал, развивался, радовал публику со времен античного Рима до наших дней без всяких фестивалей. Если есть театр — то он есть, а если его нет, не состоялся — тут никакой фестиваль не поможет!
     Вторая: Вот-вот, и я говорю, каждый «театр начинается с вешалки», но, к сожалению, сегодня многие театры вешалкой и заканчиваются. Или буфетом... А то еще магазинов понаоткрывали, ресторанов... Ты уж реши для себя, кто ты — режиссер, деятель искусств или ресторатор, мастер кулинарного изыска. Тоже тонкая профессия. Но другая.
     Студентки журфака МГУ им. М. Ломоносова — у памятника М. Ломоносову в скверике журфака:
     — Любой фестиваль — это здорово! Это праздник, новые впечатления, встречи с интересными, яркими, известными на всю страну людьми!..
     — Театральные фестивали? Конечно, нужны. Творческие люди не должны «вариться в собственном соку», должен быть обмен идеями, столкновение мыслей — ив форме живых дискуссий, соперничества, споров, диалогов, самих спектаклей.
     — А встречи со зрителями! Одно дело, в который раз — со своим, привычным, понятным, близким, «прикормленным», и совсем другое дело — с «чужим», ориентированным на другую форму, содержание! Как бы поточнее выразиться... На театральном фестивале происходит «перекрестное опыление» и одновременно естественный отбор, где побеждает сильнейший...
     — Или хитрейший, мудрейший, талантливейший, шустрейший, богатейший, старейший... Извините, нам пора идти — лекция!
     Николай Матюхин, водитель маршрутного такси:
     — Театральный фестиваль? А что — и такие бывают? Почему не знаю? Знал бы, может, сходил. А Вы меня пригласите, девушка!
     Спору нет, сделать праздник театрального фестиваля для всех десяти миллионов московских жителей крайне сложно, если не сказать — нереально. Но все же: во время чемпионата мира по футболу в Японии жизнь остановилась, по-хорошему остановилась, максимально сконцентрировавшись на этом событии.
     ...Ну, где же тот фестиваль-мечта, который будет создавать атмосферу в городе так же ярко и бесцеремонно, как весна?