Наследие
(ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ)
От первого лица
(ПРОБЛЕМА ВЕКА: ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ)
К 60-летию Великой Победы
(НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ)
Музыка
("ИДУТ ПО УЛИЦЕ ОРКЕСТРЫ...")
Исследование
(НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ?)
Персона
(ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ: "МОСКВА - МОЯ МУЗА, ГРАЦИЯ И... МАСТЕРСКАЯ")
Конкурс
("ЗОЛОТАЯ КИСТЬ": ГАРМОНИЯ ОБРАЗОВ)
Интервью
(МИР ПО КАДРАМ)
Театр
("КИСЛОРОДНОЕ" ГОЛОДАНИЕ ПО ИВАНУ ВЫРЫПАЕВУ)
Театр
(МНЕНИЕ МЭТРА)
Театр
(МНЕНИЕ КРИТИКА)
Театр
(МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ)
Сцена
("НОРД-ОСТ": ВОЗРОЖДЕНИЕ)
Музыка
(ВЕСНА КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ)
Наследие
("МОСКОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ" ПРОДОЛЖАЕТСЯ)
Молодежная культура
("ФЕСТОС" - ЮНЫЙ ЮБИЛЯР)
Музыка
("ЛЕГИОН": "ИГРАЕМ ЧЕСТНУЮ МУЗЫКУ")
Классика
("ПЕТР ВЕЛИКИЙ" - 200 ЛЕТ СПУСТЯ)
|
Фестиваль — это праздник для всех
МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ
Анна Ветрова
Праздник — это сопричастность. На фестивале профессиональные люди собираются
в своей среде, работают, видят много нового, радуются встрече, вдохновляются
карнавальным духом.
А что зритель? Никогда, ни один директор даже самого маленького фестиваля не
согласится, что его детище адресовано только узкому кругу профессионалов.
Мы попросили москвичей ответить на несколько вопросов о театральных фестивалях,
фестивалях вообще и о том, каким они представляют «идеальный», по их мнению,
фестиваль.
Женщина лет 35 — 40, ловящая такси неподалеку от Пушкинской площади:
— По-моему, фестивали необходимы и работникам сцены, и зрителям. Нам они
помогают на фоне унылых ремесленнических поделок увидеть действительно что-то
новое, свежее, неординарное, не вписывающееся в современные стандарты мирового
и московского театрального конвейера. А молодым, не затасканным и не затисканным
в объятиях богемных тусовок, но талантливым драматургам, режиссерам — пробиться
к своему зрителю, критике сквозь стену замалчивания завистливой •посредственности
и высокомерия дряхлеющих гениев. Фестиваль — это праздник раскрепощенного творческого
сознания от серости будней, заботы о хлебе насущном... А вообще, некогда мне
о «высоком», я опаздываю, помогите лучше поймать такси!
Завсегдатай одного из престижных ночных клубов, человек «с именем» в определенных
кругах, бизнесмен, в прошлом, по его словам, большой театрал:
— Фестиваль? Это народный праздник по определению, праздник для всех. Так
его организовывают во многих странах мира. У нас же очень часто — это праздник
организаторов, возможность повитийствовать в «заоблачных» высотах, покрасоваться
перед экранами телекамер в экстравагантных нарядах, источая благовония дорогих
духов и завозного трубочного табачка...
А народ-то где? Про нас и забыли! Народ часто проходит лишь декоративным
фоном, массовкой, которую в соответствии с творческим замыслом Мастера, можно
повтыкать в нужные места спектакля под названием «Фестиваль», а можно вытеснить
в фойе: «Посторонитесь, любезный, вы не вписываетесь в драматургию праздника!».
Здесь, в ночном клубе, меня по крайней мере уважают, меня ждут — я им нужен.
А вы говорите — «Высокое искусство»!.. Искусство должно быть высоким, но не
настолько, чтобы зритель не мог до него дотянуться!
Две подружки-пенсионерки, далеко за семьдесят, «коренные москвички и театралки».
Беседа по окончании спектакля в гардеробе одного из театров.
Первая: О фестивалях ничего сказать не могу, это не для нас. Это вообще
что-то из фольклорного, уличного, буйного действия. И какое это имеет отношение
к театру — не понимаю. Я живу театром вот уже без малого шестьдесят лет, и он,
театр, прекрасно существовал, развивался, радовал публику со времен античного
Рима до наших дней без всяких фестивалей. Если есть театр — то он есть, а если
его нет, не состоялся — тут никакой фестиваль не поможет!
Вторая: Вот-вот, и я говорю, каждый «театр начинается с вешалки», но, к
сожалению, сегодня многие театры вешалкой и заканчиваются. Или буфетом... А
то еще магазинов понаоткрывали, ресторанов... Ты уж реши для себя, кто ты —
режиссер, деятель искусств или ресторатор, мастер кулинарного изыска. Тоже тонкая
профессия. Но другая.
Студентки журфака МГУ им. М. Ломоносова — у памятника М. Ломоносову в скверике
журфака:
— Любой фестиваль — это здорово! Это праздник, новые впечатления, встречи
с интересными, яркими, известными на всю страну людьми!..
— Театральные фестивали? Конечно, нужны. Творческие люди не должны «вариться
в собственном соку», должен быть обмен идеями, столкновение мыслей — ив форме
живых дискуссий, соперничества, споров, диалогов, самих спектаклей.
— А встречи со зрителями! Одно дело, в который раз — со своим, привычным,
понятным, близким, «прикормленным», и совсем другое дело — с «чужим», ориентированным
на другую форму, содержание! Как бы поточнее выразиться... На театральном фестивале
происходит «перекрестное опыление» и одновременно естественный отбор, где побеждает
сильнейший...
— Или хитрейший, мудрейший, талантливейший, шустрейший, богатейший, старейший...
Извините, нам пора идти — лекция!
Николай Матюхин, водитель маршрутного такси:
— Театральный фестиваль? А что — и такие бывают? Почему не знаю? Знал бы,
может, сходил. А Вы меня пригласите, девушка!
Спору нет, сделать праздник театрального фестиваля для всех десяти миллионов
московских жителей крайне сложно, если не сказать — нереально. Но все же: во
время чемпионата мира по футболу в Японии жизнь остановилась, по-хорошему остановилась,
максимально сконцентрировавшись на этом событии.
...Ну, где же тот фестиваль-мечта, который будет создавать атмосферу в городе
так же ярко и бесцеремонно, как весна?
|